ПОЭЗИЯ Выпуск 16


Игорь КОЛМАКОВ
/ Хайфа /

Фразы мечут стихи...



* * *

Фразы мечут стихи, как сомы – икру,
ведь недаром и речка – все та же речь:
пескари да лещи шебуршат вокруг,
а хотелось увидеть бы – рыбу-меч.

Но сейчас у них нерест, у рыб и фраз,
потому-то и лезут на мой рожон.
Подцепляю их рифмой, и в строчку – раз!
Хорошо я сегодня вооружен.

В этих слизистых точках таится то,
что окажется после такой ухой,
от которой желудок не сыт – зато
голова набекрень и язык сухой.

Дважды в речь, как и в речку, вступить нельзя,
ибо в первый же раз – не взмахнешь веслом,
а утонешь, по дну башмаком скользя,
упырем зеленея средь рыб и слов...

Фразы мечут стихи, как сомы – икру,
успевай лишь подставить зрачок и рот...
Только странная нынче вода вокруг –
то ли слезы соленые, то ли пот.

2001


Ржавчина

...Так давно ничего не писал, что даже
трудно представить, что когда-то умел это делать...
– Будто статуя очнулась, вышла из Эрмитажа,
вернулась домой, где не была – лет девять;
смотрит на себя в зеркало, не узнает, плачет;
пытается побриться, да лезвие заржавело;
но в кошельке – двадцать копеек: значит,
жизнь продолжается; где-то передают Равеля...;
идет в гастроном: булка, кефир; ест стоя;
возвращается, напивается из-под крана;
ищет бумагу; отрывает кусок обоев,
шарахается от выскочивших тараканов,
находит огрызок карандаша со стажем,
выводит каракули, напрягаясь всем телом...
...Так давно ничего не писал, что даже
трудно представить, что когда-то умел это делать...

2000


* * *

Между мной и тобой легли
двадцать тысяч цветовых лет –
измеряй их хоть в красных ли
или в сине-голубых лье.

У тебя – заалел восток,
апельсин в небесах повис;
у меня же – ночной восторг,
фиолетовый аметист.

Может, стоит насквозь пройти
эту радугу, арку, лук,
чтобы встретить на полпути
бесконечный зеленый луг:

запах яблочного тепла,
яшма яблоневых колонн...
Ты прошепчешь: гора Пэнлай.
Я подумаю: Авалон.

2001


* * *

...Господи Боже, какой минор,
экая тема, мечта Шопена...
День расстилается до-ми-но –
цепью костяшек обыкновенных...

Так отчего же такая грусть
заполонила туманом тело?
Так отчего же так тяжек груз:
дубу – корона, царю – омела?

(Бог половин, четвертей, октав;
вечное эхо, восьмая нота;
на контрабасе ли том креста
римским смычком тебя вызвал кто-то?..)

...Боже, так что ж это ты сыграл?
вальс для хамсина? собачью фугу?
детский этюд для стрельбы с бедра?
два ли дельфина зовут друг друга?

Что за минор, слезодер, иприт
в легкие рвется, испортив вечер?
Что за соната вовсю звучит
напоминаньем, что я не вечен?..

2001


* * *

...Предвкушаю (заранее то есть ем,
в пустоту поплавком окунув язык) –
но не сделано тесто, не сварен крем...
Разведем руками и скажем "дык!".

Мы, об стенку стуча головы мячом,
заработав мигрень и, частично, плешь, –
убедились, что то никудышный лом.
Лучше ляг на диван, отдохни, поешь.

Это лень, и обидчивость вместе с ней,
виноваты, что сил у нас больше нет,
что когда-то писали мы Песнь песней,
а закончилось все "суетой сует".

Мы привыкли, губу раскатав, мечтать,
но мизинец, калачиком свившись, – спал.
Нас не примут ни в Штаты, ни даже в штат.
Мы не сможем СЕКАМ отличить от ПАЛ.

...А когда-то вставал в пять часов утра
(и не лень же ведь было – так нет, не лень)

чтобы, рифмою будущих злых утрат,
провожать мне твою недотрогу-тень...

Помнишь, снежная пыль холодила лоб,
мы вели утомительный старый спор...
Я тогда, поскользнувшись, упал в сугроб.
И не вылез, по-моему, до сих пор...

2001


* * *

…Говорят, Фридрих Ницше был сильно влюблен
в Лу Саломе, странную барышню из России…
Была ли она блондинкой, с волосами, как лен,
или брюнеткой в джинсах – что там тогда носили?..
Говорят, он сделал ей предложение,
признаваясь смущенно: "Спинозу и даже Канта
променял бы разом на блеск движения
белых рук, поправляющих узел банта…
Философия, в общем, не стоит объятия,
передачи тепла, поцелуя во тьме вокзала, –
и пошла она к черту, к фатеру или к матери,
понимаешь, Лу?!" – Но она ему отказала.
Ну и правильно сделала. В плане "любви к судьбе"…
Да, Ницше, конечно, лох, ботаник и лапоть.
Но в чем-то он прав… Я все так же стремлюсь к тебе,
словно к солнцу. Остается одно – не плакать.

1998


* * *

Как поздно я понял, что запах и цвет
важнее цены, и престижа, и вида;
что все, что ни есть, состоит из примет,
у Бога работая знаком и гидом...

Как поздно я начал язык понимать
седой паутины и рыжей мастики;
как поздно я понял, что значит примат
материи, что-то бормочущей тихо...

Как поздно – но все-таки, все же и я
сумел, замолчав, краем ухом расслышать,
как кто-то, в молекуле каждой живя,
сентябрьским дождем барабанит по крыше...


Oдин

                       "Did he who made the Lamb make thee?"
                                                            W. Blake, "Tyger"


"Где тот, на чьей ладони я живу,
Чью плоть топчу без устали и нагло?
Кто – великан ли инеистый, маг ли –
Окрасил нежно неба синеву?

Кто дал траве ее зеленый цвет?
Кто поселил людей в Срединном Мире?
Кто крошками кормил – ручных валькирий,
Забот других как будто больше нет?

Кто создал радугу, согнул ее в дугу,
В глаза мои ее осколок вставил?"
– Ответы мы получим, но – в Валгалле.
Пока что же об этом – ни гу-гу.

2001


* * *

...Не просто – легкие, и печень,
и перестук сердечных камер,
а – путь Коровий, Козий, Млечный,
а – космос, длящийся веками!

Там правит ночь, там нет рассвета,
лишь восхитительно мерцают
планеты, солнца и кометы,
омытые недавним чаем.

Как славно думать: в этом теле
не просто пустота и ужас –
миры в нем, плавно и бесцельно,
плывут по бесконечной луже...

Я горд собой, я планетарий,
я – бесконечно интересен;
я – герметическая тара,
во мне есть нечто от Гермеса...

Я – кошелек своей Вселенной,
и места ей во мне – хватило.
Я – человек обыкновенный,
что движет солнца и светила!

2001


* * *

"– Зачем ты стоишь на игле?.. на игле?"
"– Малыш, разобьешься! а ну-ка, слезай!"
"– Слезай, самозванец! давай, не наглей!"
"– Смотрите, он плачет! смотрите, слеза!"

"– Не слезу с иглы я... с иглы я... с иглы...
Она заменила хребет мне спинной.
Я буду смотреть, как плывут корабли,
и тени своей любоваться длиной..."

"– Зовите пожарных! Держите брезент!"
"– Ну, кто тут мужчина? Снимите его!"
"– Была не была! А, долезу в момент!..
Да что за оказия! Тут – никого..."

("– А нас – легионы на этой игле.
Мы бесы, и ангелы, и флюгера...
Мы по уши в этой забавной игре,
хотя это вовсе для нас не игра...

Дебюта не помним, конца же всё нет –
один бесконечный, глухой миттельшпиль.
Над нами плывут сочетанья планет,
но дом наш – вот этот заржавленный шпиль.

Стегают нас розгами пьяных ветров,
и солнце впивается в сочную плоть...
Мы этого города крыша и кров.
Нас даже Иакову не побороть.

Иди без стеснения к нам, новичок.
Ты знал, где искать нас – смотри, не спасуй...
Подставь же истертое лямкой плечо
под тяжесть невидимых зрению струй".)

2001



Назад
Содержание
Дальше