КОНТЕКСТЫ Выпуск 16


Сергей СИГЕЙ
/ Киль /

Художники под микроскопом



Mr. Chagal.
Mr. Picasso.
Mr. Nobody.

В стекло микроскопа легко наблюдали члены правительства каждый уголок города художников. Стекло было таким чистым и прозрачным, что жителям города казалось будто его и нет, будто мифические звезды, а не глаза, следят за ними, с тех пор как город поместили под микроскоп – под этот большой купол – звезды стали мифом.

В главном зале микроскопа было прозрачно и неслышно-ритмично колыхались две тысячи призраков, каждый из них наблюдал четырех жителей, глядевших в положенные минуты на стекло, чтобы ощутить лед флюидических уколов. В зале появился Хранитель пергаментной книги и спросил:

– Важное событие, важное сообщение, важное настроение?

– Событие важное, сообщение важное, настроение обычно-грустное, – ответили ему, добавив:

– Художник написал картину и тело его прорастет сегодня зелеными побегами.

– Вот новый ключ для Ключника, несите быстрее книгу и готовьте все для сожжения имени.

Хранитель легонько реял: таял, превращаясь в призрака, а потом покрывался кожей, и видно было его тело.

Подлетевший служитель склонил седую голову:

– Когда я выйду из?

– Картину вам нести придется долго, будьте нежным с ней в пути.

– Когда войду я вниз?

– Уж после нас и после всех.


–––––


живопись это искусство

обращаться с ней следует прекрасной девушкой

завяжите ей ленты

нацепите бусы

пусть все будет огненно-красным

или бледно-желтым

изысканно голубым

франтовато серым

приподнимите шляпы при встрече

будьте почтительны очень

живопись многозначительна

серо-жемчужна

подведите ей синим глаза

нарумяньте щечки

поведите на танцы или в концерт-зал

не споткнитесь при входе

баюкайте как младенца

любите оттенки

мелодичность

варварскую мощь

тонкость

не будьте пошлым пентром

красивая вещность и вечность

живопись – искусство подражаний


Они приблизились ко входу в соседний зал, откуда доносился запах благовоний. В центре была установлена золотая жаровня, в ней тлели угли. На бархат перед ней положили принесенную пергаментную книгу – перепись народонаселения.

Красивыми щипцами вынули из нее лист пергамента, на котором стояло имя – туманное значение слова.

Лист аккуратно положили на жаровню, имя вспыхнуло всеми буквами и прогорело, а лист оказался еще пергаментное.

Пошептали необходимые заклинания, записав их сложным механизмом, и внесли в книгу новое имя – туманное словно аромат.

Вручили служителю картину – размеры ее не превышали площадь ногтя указательного пальца – и он отправился в путь, выйдя за стены микроскопа. Сказали еще, что Ключник был рад новому ключу.

Потом Хранитель подошел к стеклу и взглянул на увеличенный город.


–––––


прямоугольная, овальная, круглая – традиционные плоскости картины. их строгая форма является границей, отделяющей живопись от жизни окружения, придает им самостоятельность – делает их миром, независящим от мира жизни. представление о картине четко связывается с представлением о традиционной плоскости... но всегда существовали... не будучи картиной были искусством художника. таковы створки алтарей, обладающие каждая индивидуальной... такова... плос... персидских миниатюр, изрезанная каллиграфом. в египетских саркофагах несколько, создающих объем, который расписан довольно часто в виде единой плоско..., означающей фигуру человека, в изображениях персидских миниатюр, ограниченных прямоугольником, рука, нога, фигура, крыло птицы или ангела выходят за пределы, тем самым создавая не прямоугольную, а разорванную пл... миниатюры: возможно, художник стремился создать две жизни, соединяя нарисованное с живым. все эти формы ...сти – им можно найти много других примеров – были случайны, а художник сознательно продолжал употреблять традиционную ...ость. узорная ...кость, треугольная ...скость способны придать живописи большую подвижность в окружающем ее предметном мире. гораздо проще написать плохую композицию на традиционной …оскости, которая будет ее поддерживать, скрывать недостатки, чем на узорно изрезанной... ...в большей степени соответствует жизни, в которой никогда дерево не вписано в прямоугольную форму облака воздуха. прямоугольник делает картины чем-то коллективным, похожими одна на другую, на фантастичной плоскости интереснее создавать индивидуальное. давайте попробуем писать картины на раскрепощенных плоскостях. может быть они помогут забыть о традиционности, непременной до сих пор в любых новаторских приемах.


В светлой и просторной комнате увидел он мудрого и Юного. Наряд юноши был причудлив и красив: волновался золотой шелк, темнорозовые чулки обтягивали стройные ноги из чуть желтоватой кожи, шею нежную и голубую обвивали белоснежные кружева, пояс был заткан сценой охоты в лиловых тонах – ХV век.

Мудрый был укутан в плащи: темно-красный, светло-зеленый, темно-синий и черный, голову его украшали плоские желтые волосы, руки, сухие и ярко-розовые, были усыпаны драгоценными камнями –ХХII век.

– Я расскажу тебе, мой ученик, все, что знаю сам о нашем городе, о нашем искусстве, об острове Ушедшей Живописи.

Жемчужины втягивались под кожу его рук и исчезали в пальцах, сквозь темную кость ногтей прорезывались алмазы и падали под ноги Мудрого. Рубины рвали кожу, вырастая, раньше они были каплями крови – так драгоценны руки мудрого художника.

Ключник, рисуя анатомический атлас, разрезывает собственное тело. Показывает длинные полосы рисунков Казнице, своей дочери. Юный беседует с мудрым. Наконец Юный приплывает на остров, любит Казницу, пишет большую картину, его убивают призраки, а тело его поднимается вверх и …………………………………………………….…..

юноша уронил с бледного лица прозрачную каплю пота.

– Почему я существую? – спросил он. – Откуда я пришел сюда, ведь я сознаю себя лишь несколько мгновений.

– Твое существование определено первым законом нашего города: "Художник да появится из ничего". Ты вышел из пустоты, чтобы вобрать в себя многообразие, красоту и совершенство. С течением жизни ты станешь мудрым и, быть может, напишешь ту миниатюру, которая уже загадана микроскопом.


–––––


из разговоров в 1967 году:

– искусством нельзя грести, слишком хрупкое весло. жизнь складывается из слов, дела – из букв.

– раскис художник, а ты – жнец крови людской.

– просматривать людей насквозь, видеть то, что они создадут. видеть будущие картины художника у него внутри.

– фотографировать стрекоз и подражать Бердслею.

– свободная форма рамы могла бы ввести картину в саму жизнь, в воздух, и в картину вдулся бы настоящий живой воздух.

– синтетическое или нет – не знаю, но живопись выйдет из картины и разольется в опредметившемся воздухе.

– художник должен упражняться как йоги, принимать форму кресла, сидя в нем, сгибаться в форму стола, когда пишет.

– у русских в древности подтирка была шита золотом и серебром.

– да здравствует народность! Баба Яга и 2000 художников.

– картины поместятся только те, что написаны до 2000 года, а потом будем рисовать светом и цветом на стенах, лицах, облаках.

– фигура человека явится борьбой за новую раму по контуру фигуры.

– биологические формы движущихся картин, бегающих, прыгающих, летающих, а пока – раскрашивать свиней.

– нарисовал микроскопом картину размером с ноготь и вставил в зрачок.


– Я должен подумать, Мудрый.

Темные волосы, словно листья загадочного растения, обвивали его длинный лоб, касались влажных щек и гладили плечи, обтянутые шелком, душа его рвалась из тела, а разум с трудом удерживал ее, предлагая вопрос Мудрому:

– Отчего я напишу только одну картину, да еще и загаданную мне?

– Оттого, что ты живешь под микроскопом.

– А ты?

– А я мудр настолько, что все еще не написал своей картины, и медлю оттого что написав картину, умру мгновенно – так каждый рассуждает. Принципы древних правители довели до вечного совершенства и всё застыло вдруг. Когда-то только мечтали написать единственную картину и умереть, а мы – счастливцы – журавля кроваво в ладонях держим. Пришел день, когда запрятали всех нас под микроскоп и стали изучать клетки наших тел, вечный смысл и тайну совершенства их, а потом создавать из умершего десятерых живых и только гениальных.


–––––


вечерний паук сенокосец приносит носу жду

из браженного жерла старинной пушки пушкина

летающие клубы дыма превращают лошадь скрипку

и немножко нервно женские тела

очень текучие

тела растекшиеся течкой перекинуты

через речку ручку дерева

в левом нижнем углу

течет хрусталь ангела

по растекшейся лаве

ползает маленький аленький паучок


–––––


джорджия о кифф

тазовые костя в пустыне

простыня ландшафта

название говорит само за себя

поставленные на бок

в бок

кости таза

в окружении пустынного

зачеркнуто: не глаза


–––––


марсден хартли

подражал всем

вламинку дерену пикассо

северини северянин колесо

в глаза бросается треугольник

в голову бьет немецкий офицер

внутри него крест

шахматное поле

беспорядочная геометрия фигур

соединить всё

плоская кость плоскости

прибавить сто

соединить все


– Видишь то облако, что закрывает от наших глаз стекло микроскопа? Это искусство. Это сущность. Дух искусства, сгущенный в эту серую массу. Ежедневно правители вычисляют его объем, узнавая так, написана ли еще одна картина. Ведь чем больше картин мы пишем, тем меньше становится облако. Каждая картина уничтожает своим появлением часть искусства, вбирая ее в себя. Искусство – единственная ценность, которой обладают правители, все остальные ценности – химера. Потому картины столь крошечны размерами, потому умирает каждый, кто напишет картину, – стремятся сберечь искусство в его отвлеченности, в облаке. Поэтому картины надежно прячут, увозят их за пределы микроскопа – на острове Ушедшей Живописи подземелья веселят гостей искусством.


…и силой живой и вечной души разбивает стекло микроскопа.


дано:

–––––


художники под микроскопом,

искусство подражаний,

пригласительный билет,

золотой мальчик леонардо,

описания репродукций черно-белым

стихом


бухгалтерия:

–––––


весна 1968,

сентябрь 1966,

конец 1965


финал:

–––––


выспаться на картине джорджоне

"спящая венера"




Назад
Содержание
Дальше