ПРОЗА Выпуск 23


Владимир ШУБИН
/ Мюнхен /

Райские кущи

Рассказ


Необходимое объяснение с читателем:
Поскольку толчком к созданию различных описываемых тут сюжетов послужили реальные события, в которых участвовали реальные люди, автор считает своим долгом сразу предупредить, что основная часть описания - плод его безудержной фантазии, слабоволия, безответственности и, как установлено врачом, галлюцинаций на почве радикулитного обострения. Он готов услышать любое строгое суждение, но просит читателей принять во внимание, что частично уже понес наказание, получив удар огурцом по голове от неизвестного ему психически больного российского гражданина. «Будет тебе врать про наших людей, крыса закордонная», - было написано на его лице. О переживаниях морального характера автор умалчивает как о само собой разумеющемся. В.Ш.
Возможно, последнее обстоятельство побудило автора отказаться на этот раз от псевдонима, коим прикрывался он прежде на страницах «Крещатика» (см. Федор Настин. Наш Мюнхен, или Парк культуры и отдыха имени Социального пособия. //Крещатик. 1 ( Выпуск 15). 2002). Ред.


* * *


Шереметевский сад между Литейным и Фонтанкой. Глазам не верится, что я в Петербурге, что снова здесь, после шести лет... Пришли с дочкой и сразу попали на открытие выставки - музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме представляет в саду проект «Райские кущи». Взгляд пока лишь бегло скользит по объектам, больше задерживается на людях - выискиваю бывших коллег по музею, знакомых, художников... Объятия, рукопожатия, удивление - приехал? надолго? Или растерянные улыбки: что-то вас давно не было видно... Петя Швецов позирует мне у своего красивого объекта, Дима Шубин, на этот раз не участвующий в выставке, записывает мой мюнхенский телефон, он собирается посетить наши места. Дочка толкает в бок - мама просила всех фотографировать. Спохватываюсь, хочу сфотографировать и Диму, но тут из кустов выползает Яременко - прямо в кадр. Улыбается.

«Давай, я разденусь», - кричит он и протягивает свою визитку в размер почтовой открытки. Половину ее занимает фотография лошади, на которой сидит Яременко. Оба голые, на лошади даже седла нет. Под лошадью большими буквами написано, что наездник - прямой потомок Толстого и автор душераздирающей сексуальной драмы «Мой - Мой». «Чуть премию за лучший бестселлер 2003 года не получил, - хвастается он. - Ты книгу-то купи, я твоей жене подарить обещал». - «Так и подари». - «Не могу, - толкает меня приятельски в грудь, - завтра срочно улетаю в Вену на ученый совет...» Он действительно профессор венского университета и давно величает себя Яременко-Толстым. Правда, когда мы несколько лет назад виделись в Вене, он в одной компании рассказывал (с кучей подробностей), что родился в цыганском таборе. В другой раз уверял, что происходит от сибирских шаманов. «Это не мешает мне оставаться Яременко-Толстым», - хладнокровно замечает он всякий раз, когда я ему это напоминаю.

А вообще-то - светлый июньский вечер... я в Шереметевском саду... «Настя, ты помнишь? Вон окна моего бывшего кабинета... а там была маленькая галерея «Серебряный век», в которой мама устраивала выставки - и Пети Швецова, и Димы Шубина, и того же Яременко...» (да, да... он еще и художник и учился у Хундертвассера). «Помню, не маленькая...» - почему-то обижается моя пятнадцатилетняя дочь. «Ой, смотри, доченька, какие баночки... что там? рыбки?..» В баночках, полулитровых стеклянных баночках, оказалось, простите, говно. И, кажется, натуральное. «Нет, нет, - строго говорила кому-то девица в белом халатике за столом, на котором было выставлено это украшение, - на сегодня прием кала ре-ши-тельно закончен, записываю только на среду. И, пожалуйста, в своей посуде». - «А жидкий стул без очереди возьмете?» - поинтересовалась какая-то веселая парочка. Я оглянулся - правда ли я уже в Петербурге, в Шереметевском саду? Правда! Вот и дворец, и корпус ахматовского музея, по которому я уже успел пробежаться и оценить и новую мемориальную экспозицию, и прекрасную выставку «Урания», посвящённую Иосифу Бродскому... а вон и окно комнаты Анны Андреевны...


Где, свидетель всего на свете,
На закате и на рассвете
Смотрит в комнату старый клен...

И снова кто-то мне улыбнулся, помахал рукой... Инсталляция... перфоманс... Райские кущи...

Через пару дней купил-таки книгу Яременко и почти перестал сомневаться, Толстой ли он - текста страниц пятьсот, переплет твердый, аннотация именует его «знаменитым венским перфомансистом, эксгибиционистом и экономистом». Выхватываю взглядом кусочки... читаю... и тут баночки те самые из Шереметевского сада перед глазами поплыли... Снова в инсталляцию вляпался. Или в перфоманс?.. Или просто за годы эмиграции я безнадежно отстал от современной русской культуры, а Яременко нет?

В тех же шереметевских кустах несколько дней спустя я благополучно отсиживался, сбежав с музейного вечера по случаю дня рождения Ахматовой. Я пригласил на вечер кучу народу, завлекая тем, что там будет выступать Роман Тименчик, и думая о том, как бы рациональнее организовать свои питерские встречи. Сам предусмотрительно сел в самом последнем ряду, ближе к дверям - во-первых, у меня радикулит, и долгое сидение мне противопоказано, во-вторых, за свою жизнь я уже множество раз сидел в разных музеях на самых разных вечерах. И очень удачно на этот раз сел, потому что зал был переполнен, и выйти из него во время вечера было не так-то просто. А выйти захотелось уже минут через десять. Я извинился перед сидящими рядом и теми, кого пришлось побеспокоить на своем пути - неважно себя чувствую, пардон, радикулит, извините, прострел, очень благодарен... Виновато улыбаюсь, потираю поясницу... Некоторые посматривали на меня с очевидной завистью - вот, у человека повод есть...

Следующим в райские кущи выскочил мой мюнхенский друг, также оказавшийся в Петербурге, писатель Игорь Смирнов-Охтин. Он молча показал мне кулак и рванул через кусты в неизвестном не только мне, но, кажется, и ему самому направлении. Ирка Елина, давняя приятельница и коллега по автобусной экскурсионной работе, появилась немного позже: «Вот черт... угораздило меня чуть ли не в первый ряд залезть... Вспотела, пока выбиралась... Ну, рассказывай, как ты там живешь...» Еще минут через двадцать в дверях показался профессор Сухих или просто Игорь, которого тоже я сюда затащил. «Неплохо!» - сказал он, захлопывая толстый том Зощенко со своей вступительной статьей. «Себя читал или Зощенко?» - интересуюсь. «Оба хороши, да только дама эта уж больно громко говорит в микрофон, отвлекает...» Хуже всех пришлось директору музея Нине Поповой. Она забралась за рояль, ближе к окну. И книжки с собой не догадалась взять. Когда в зал набился народ, рояль слегка сдвинулся, и бедная Нина оказалась блокирована. «Сижу, - жаловалась она, когда вечер, наконец, закончился, и мы небольшой компанией собрались у нее в кабинете, - не выйти... если только под роялем... ползком... От скуки помираю, а как гляну в окно - шубинская лысина в кустах...» - «В райских кущах», - уточняю я, разливая красное вино. «Вот-вот... он там светские беседы в кущах с барышнями ведет, а я, прижатая роялем, вынуждена слушать...» - «А что же даму-то не остановили? - спрашиваю сотрудницу музея, которая вела вечер. - Извинились бы, что регламент нарушен...» - «Неудобно было, известная славистка, да и старалась она...» Это всегда почему-то так - перед одним выступающим неудобно, а перед сотней-другой слушателей - ничего. «Она так постаралась, что к моменту выступления Романа Тименчика две трети зала разбежалось...» Но Роман Давыдович, сидящий тут же за столом, не в обиде, и мы все чокаемся в третий, а потом в четвертый и пятый раз и, наконец, около полуночи, усталые и улыбающиеся, выходим из музея. В Шереметевском саду светло и тихо... Сквозь деревья виден дворец, оглядываюсь еще раз на «ахматовский» флигель... окно ее комнаты...


Где, свидетель всего на свете,
На закате и на рассвете
Смотрит в комнату старый клен...

Неужели я, и правда, в Ленинграде?..


* * *


Еще когда подлетал к Ленинграду (слово Петербург почему-то выговаривается не всегда), - совсем голову потерял: времени около полуночи, июнь и разгар белых ночей, вижу Неву, какие-то поля, серые фасады Купчина, черт бы его побрал! Толкаю дочку в бок: «Смотри! смотри! там перед войной у моей бабушки был огород...» - «Я-я! Супер!» - восклицает сосед-немец. Значит, Настя с другого бока сидит...

«Смотрите прямо на меня!» - строго замечает пограничница. «Но вы же на меня не смотрите». - «Смотрю, когда надо», - и продолжает что-то там внизу руками делать (и что они там вечно делают?). Я все же оглядываюсь по сторонам: во-первых, все интересно, а во-вторых, наши друзья - Кирилл с дочкой и женой, прилетевшие тем же самолетом, громко возмущаясь, перемещаются назад. «Ты чего? - заорал я. - Родина по другую сторону, не узнал?» - «Не пускают! Стефка вписана в паспорт без фотографии, а с шести лет, говорят, уже надо фото вклеивать! А Дашка уже прошла...» Стефка, она же семилетняя Стефания, уже заливается слезами, да и у мамы ее красные глаза... «Гражданин! Немедленно проходите!» - это мне.

«Ну дают, жлобы!» - старшая Стефкина сестра Дарья с сигаретой в зубах вальяжно устроилась на уже полученных чемоданах. «А нашего чемодана, папа, нету», - растерянно бормочет моя дочка. «Как нет?» И точно - вскоре все чемоданы нашего рейса были разобраны, на полу остался валяться один, очень похожий, но не наш. Раз пять к нему подбежал - нет, не наш! У нашего были колесики и ручка, а тут ничего. На шестой раз присмотрелся к бирочке - моя фамилия! А колесики с ручкой где? Тридцать четыре килограмма весу, а у меня радикулит, как я его теперь без колесиков потащу? «Протокольчик составим», - с улыбкой успокаивает меня дежурная дамочка и начинает что-то выстукивать на клавиатуре компьютера.

«Ну дают, жлобы!» - это уже Кирилл над самым ухом. Их, разумеется, пустили... попрепирались полчаса и пустили, а сразу пустить никак не хотели...

«А Яковлев где?» - спрашиваю встречающего меня Гошика. «Только что уехал. Не могу, говорит, больше ждать, и чего он так долго с чемоданом своим возится? Метро только до двенадцати, как я потом, говорит, к себе на окраину в Купчино доберусь? Ну а за ним и свита, и оркестр смылись...» - «Хлеб-соль-то хоть оставил?» - «С собой увез». - «Вот жлоб! Засиделся в губернаторском кресле, снимать пора... А это еще что за мужик с транспарантом?»

Человек с легким плакатиком, заметив наше внимание, услужливо кивнул. «Всякая грыжа рано или поздно будет ущемлена!» - гласила надпись. «Может, симпозиум медиков встречает... - удивился я. - Фиг с ним. А Матвиенко что?» - «Ходит слух, что послание от президента задержалось, а без этого ей перед тобой не престижно появляться...» - «Ну, братцы, с такой работой, чую, не видать вам намеченного президентом удвоения валового продукта к 2010 году. Даже если весь народ поднатужится... Ладно, поехали к Мраморному дворцу». - «Это зачем? - насторожился улыбавшийся до сих пор Гошик, - вы же у меня сегодня ночуете...» - «Ты когда последний раз ночью у Невы гулял?» - «В десятом классе... кажется...» - «Мама родная! Да это же почти сорок лет назад... Ты хоть слышал, что там до сих пор мосты разводят, баржи плывут по реке... парочки целуются...» - «Вот видишь!» - стукнула его зонтиком по спине жена Аллочка (она тоже нас встречала). «Не теряй шанс, - подбодрил я друга, - внукам завтра расскажешь и Пушкина продекламируешь - придется выучить:


И не пуская тьму ночную
На голубые небеса,
Одна заря сменить другую,
Спешит, дав ночи полчаса...

«Ну ты, романтик, - буркнул не очень довольный Гошик, - показывай дорогу...»


Я совсем не умею описывать красивые вещи, а то бы обязательно рассказал подробнее, что в Неве - и в ее размахе, и в этом строгом гранитном обрамлении, и в самом плавном течении воды, в неспешном движении вверх гигантских разводных пролетов... - во всем этом есть нечто величавое, имперское... И это легло неповторимым отпечатком и на огромную Дворцовую площадь, и на стрелку Васильевского, на широкий, прямой Невский проспект и «белую площадь Сената»... Нева нетороплива, уверена в себе, она знает тут каждый дом и каждого человека, она единственный здесь вечный старожил, и времена Петра для нее еще совсем недавнее прошлое...

«Хо-ро-шо!» - сочно произнес облокотившийся на гранит Гошик, явно желая поддержать мое настроение. «Вот видишь!» - стукнула его зонтиком по спине жена Аллочка (она тоже с нами поехала). Кажется, я стал догадываться, зачем она носит с собой зонтик.

«Ты родилась вон там, за Биржей... - показываю Насте рукой на Васильевский остров, - мы туда обязательно сходим на днях. А там дальше, за правой Ростральной колонной - Пушкинский Дом...» Мы идем с ней в сторону Дворцового моста, против общего потока, движущегося к Кировскому, который вот-вот начнут разводить.

У одного из лестничных спусков задерживаемся. Небольшая группка стоит вокруг немолодого человека, читающего стихи. Узнаю Льва Куклина - жив курилка! «Пошли отсюда», - сразу тяну Настю. Но еще некоторое время нас преследует новая бессмертная куклинская строфа: «Приемыш Невы неизменной, / Как мог я терпеть до поры...» Ну вот - сначала чемодан, теперь Куклин... Это нам вместо губернаторского хлеба-соли (стеклянные баночки в райских кущах еще впереди)...

«Ладно, - возвращаюсь к Гошику, - поехали, что ли, водку пить...» «Поехали!» - радостно согласился тот и виновато посмотрел на Аллочку. Но зонтик в ее руке на этот раз не дрогнул.


* * *


Долгожданная встреча с Пушкинским Домом как-то сразу пошла комом. В один из первых дней оказался на Васильевском. Времени было в обрез, но все же решил заскочить туда на несколько минут. Широкая лестница, коридор налево, вторая дверь справа, табличка «Кабинет академика Виноградова» - мемориальный кабинет, в котором уже многие годы работают пушкинисты... Стоп! Еще раз... Коридор налево, дверь справа... нет двери! Сплошная стена!

«Все перестроили, - улыбается в ответ на мой вопрос неизвестная дама, - вы, наверное, давно тут не были, у нас много изменений». - «Но тут же сидел Вадим...» - «А он в другом кабинете сидит». - «Как сидит? Он же умер...» От изумления взгляд мой пополз куда-то в сторону, и я глупо добавил: «Как бы...» - «Да Господь с вами! Как это, как бы умер? Кто?» - «Извините, не как бы, а... прямо... ну, в общем... Вадим Эразмович... Вацуро...» - «А... а я вам про Вадима Ротердамовича толкую, да вот он и сам идет», - дама радостно всплеснула руками.

«Приехал?! Не может быть! Сколько лет? - розовощекий Вадим Ротердамович, он же Ротырдамыч, с которым мы задолго до его прихода в этот академический институт трудились на ниве окультуривания народных масс, искренне рад встрече. - Шесть лет? Не может быть!.. Да-да, у нас тут много изменений... Стена, вот видишь, новая... Все к трехсотлетию Петербурга... Приходи, кстати, послезавтра на Мойку, 12. Мы там проводим выездную конференцию, народ соберется...» И тихо замурлыкал, так что сразу стало понятно, что речь идет об информации, предназначенной далеко не всякому: «А вечером, ну ты понимаешь, да? На пароходике покатаемся, фуршет, сам понимаешь... для своих...»

Как-то так получилось, что «послезавтра» я смог попасть на конференцию почти к самому концу дня. Научные доклады были уже все прочитаны. В программе оставалось представление какого-то поэта, просмотр фильма о Пушкине по сценарию Вадима Ротердамовича и то, что он назвал «для своих». Это последнее, впрочем, в программке не упоминалось, но было подтверждено мне встреченной тут же его супругой. «Виктор! - закричала она зычным голосом дородной дамы. - Приехал! Из Берлина!» - «Да вот приехал - из Мюнхена, правда; Володей меня зовут... - мы были давно знакомы с этой милой дамой, но виделись и прежде крайне редко, - жалко, что опоздал на ваш доклад...» - «Ах да! Володя! Конечно, Володя! Значит, из Мюнхена... Сейчас вся эта бурда кончится, и поедем на пароходике кататься! Страшно рада тебя видеть!»

«Бурда» кончаться не спешила. На сцене у микрофона появился Вадим Ротердамович и с заговорщицкой улыбочкой сообщил, что следующим номером программы будет представление поэта Владлена Тошина, о котором он лично не хотел бы ничего говорить, хотя тот ему, разумеется, известен - и не только как поэт, но и как ученый, но слово о нем подготовил докладчик Брыкалов, ему и уступается это место на сцене. Усталые улыбки, вялые аплодисменты...

Ни Тошин, ни тем более Брыкалов меня не интересовали, и я стал оглядываться по сторонам в надежде увидеть старых знакомых. Увы! Кроме двух безымянных постаревших женщин, которые, сколько себя помню, не пропускали ни одного литературного или окололитературного мероприятия в городе, записывая каждое слово каждого выступающего, знакомых лиц в зале не оказалось. «А что, - наклоняюсь к миловидной соседке справа, - академическое пушкиноведение никем, кроме Вадима Ротердамовича, нынче не представлено?» Девушка, оказавшаяся аспиранткой из Воронежа, посмотрела на меня с недоверием - то ли посторонний, то ли прикидывается, будто не знает, что между Вадимом Ротердамовичем, поощряемым самим Аполлоном Аполлоновичем, и остатками славной когорты, конфликтующей с Аполлоном Аполлоновичем, давно уже образовалась непреодолимая трещина, что сам первый боец Серафим Александрович демонстративно уехал на эти дни в командировку - кому-то оппонировать, что... «Да это же «Театральный роман» какой-то...» - прошептал я и пододвинулся от волнения несколько ближе. У девушки, нужно признаться, оказались красивые глаза и не менее выразительные коленки, и я стал уже было просить у нее телефон, чтобы иметь возможность ознакомиться с ее диссертацией, как вдруг над самым ухом снова услышал зычный голос ротырдамычевой супруги: «Остановите этого Буркалова! Мы хотим о Пушкине слушать, а не о Тошине!» - «Брыкалова», - поправил я ее. - «Спасибо, Витя!» - благодарно кивнула она.

«В пламенные годы своей юности, - раздавалось тем временем с трибуны, - поэт Владлен Тошин уже вынашивал в своей поэтической душе образ великого чудотворца, строителя новой России, преобразователя нашей государственност