КОНТЕКСТЫ Выпуск 24


Арсен МИРЗАЕВ
/ Санкт-Петербург /

"Я изображал движение и дух творчества..."




"Родился в 1930 году, в Тульской области, в поле, возле деревни Будки. Хозяйство отца, Дронникова-Коновалова, середняцкое. В колхоз родители не вступали... В 1944 году, после освобождения, дед умирает с голода. Голодной смертью умер и мой отец, в Москве на улице, в 1942 году... Я рыл траншеи и дежурил в осажденной Москве, доставал продукты... Сестра Зина, с 1912 года, так и не дождалась сытой жизни. В 1968 году, вслед за матерью, похоронил ее возле Ясной Поляны...

Искусством занялся рано, брат был первый учитель. Прямо из Училища 1905 года брат ушел на Курскую дугу и не вернулся.

Участвовал на выставке скульптурой "Весна" я еще в 1941 году. В комсомоле не был, в партии не состоял. С тряпичной соской во рту видел: живопись и строй несовместимы, а писание в стол - проституция. В 1951-1952 годах, в армейских казармах Красноярска участвовал в выпуске 2-х номеров свободного журнала "Морж". С 1957 по 1961 год в институте им. Сурикова на Таганке существовала группа "Классики". 15 членов, с ежемесячными членскими взносами. Расправа жестокая. Больше в группировки не входил нигде".


Так писал о себе в автобиографическом повествовании Николай Егорович Дронников, до 1972 года - московский художник, последние 30 лет - парижский. Известный славист, литературовед и поэт Леон Робель высказался о Дронникове в экстравагантной, хотя и не вполне оригинальной манере: "Николай - самый французский из русских художников и самый русский - из французских". Применительно к Дронникову, как ни странно, это определение кажется удивительно точным, утрачивая характер банальности, штампа. С юношеских лет воспитанный на работах Матисса, Сезанна, Ван Гога, в Париже Николай Дронников, создающий по 15-20 рисунков в день, опирается не только на работы Гольбейна, Дюрера, Рембрандта и Франса Хальса, но и на портреты русских художников, творчество эмигрантов Бориса Григорьева, Александра Яковлева, Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова, традиции древнерусской иконописи. Помимо сотен и тысяч живописных полотен и графических композиций, Дронников создает несколько портретных серий, продолжает заниматься скульптурой, выпускает книги в собственной мини-типографии.


"С 1972 года в Париже. Приехал закончить образование, как А. Иванов и И. Репин, по совету Шагала... Нонконформисты загнали живопись в тупик и здесь, и там... Музеи живописи заняты шестидесятниками. Я к ним не принадлежал по своей воле. Я - отшельник... Мой идеал - художник Возрождения. Отсюда скульптуры, живопись фигуративная и абстрактная, книги по искусству и истории России, портретная галерея...

Я изображал движение и дух творчества..."


Дронников уехал в Париж не столько из-за политических, сколько из-за эстетических разногласий с режимом. Вся его жизнь - парадоксальное состояние противостояния. Вырвавшись из цепких лап советской власти, чтобы свободно творить, увидеть мир по ту сторону железного занавеса, он сталкивается с бездуховным Западом в лице его ярчайших представителей, у которых "вместо ценности - нумерация", и - уходит в себя, замыкается, превращаясь постепенно в Отшельника из Иври, как стали называть его в последние годы. Тем не менее вторая родина, Франция, не давала о себе забыть. Были выставки - не только во Франции, но и в Италии, Швейцарии, Германии. Работы Николая попадали в галереи Довиля, Обонна, Варанжевиля, Марселя, Ниццы, выставлялись и в музее Пикассо, и в Центре Ж. Помпиду (Бобуре). Дронников, не входивший никогда ни в какие партии и группировки (ни здесь, ни там), общался с представителями всех волн эмиграции, участвовал в деятельности парижского "Общества охраны русских культурных ценностей", выступал с лекциями. В начале XXI века - после 30-летнего перерыва - вспомнила о нем и Россия...

Вся жизнь Дронникова была связана с искусством, с его созидателями. Он дружил с поэтом Львом Савинковым, сыном знаменитого террориста и писателя, с Петром Данзасом, получившем в лагере кличку "Секундант" (конечно, их тех самых Данзасов...), с художником-самоучкой Саша Симоном, правнучатым племенником писателя Ивана Гончарова и многими другими. Среди героев его серии "Портреты современников" - Ростропович, Солженицын, Бродский, Виктор Некрасов, Губайдулина, Окуджава. Со многими он был знаком лично, многих, в том числе и Высоцкого с Галичем, рисовал в своем доме в парижском предместье Иври. Самые выдающиеся творческие личности России и русского Зарубежья стали героями его рукотворных авторских книг, количество которых - за сорок лет издательской деятельности - затруднится уточнить и сам художник (во всяком случае, их уже около пятидесяти).

Увидели свет стихи Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой, воспоминания о своих встречах с Марком Шагалом, сборник стихотворений "Белая поэзия" (Бунин, Сирин, Бальмонт, Северянин), "неприличные" советские частушки, семь выпусков "Статистики России. 1907-1917" (записные книжки Н. Дронникова), альбом "Секундант Пушкина". Перечисление всех этих уникальных коллекционных изданий заняло бы слишком много места, но об одном из них, вернее, о целой серии книг, посвященных одному поэту, следует сказать особо. Речь идет об "экстраординарном поэте современного русского авангарда" (определение Романа Якобсона) Геннадии Айги. Книг со стихами Айги и собственными рисунками Дронников выпустил не менее пятнадцати. Каждая - своего рода полиграфический шедевр.

С творчеством известного теперь во всем мире чувашского поэта Николай познакомился еще в 1982 году, когда набирал в типографии "Синтаксиса" - в издательстве Андрея Синявского и Марии Розановой - книгу Айги "Отмеченная зима". В свою очередь Геннадий Айги заново открыл художника для России, организовав выставку Дронникова в Чувашии (Чебоксары, 2000). Затем последовали выставки в Ульяновске (2001), Москве (2002) и Санкт-Петербурге (2003). На берегах Невы в этом году должны открыться еще несколько выставок - живописных, художественных и книжных. Похоже, в России за художника, наконец, взялись всерьез. Статьи о Дронникове появляются в газетах, художественных и литературных журналах. О нем снимаются фильмы, выходят книги с его иллюстрациями (последняя по времени - "Русский подсолнух в Иври" Виталия Амурского; небольшая монография, посвященная жизни и творчеству Н. Д.).

Естественно, всего этого не достаточно. Широкая известность и подлинное признание художника - дело будущего, возможно, довольно близкого...




Назад
Содержание
Дальше