ПРОЗА Выпуск 9


Вадим Максимов
/ Санкт-Петербург /

Постмодернистская поэма
о второгодниках и безумцах



Борис Ванталов – автор трилогии "Конец цитаты", опубликованной отдельным изданием в 1995 году (М., ЛИА Р. Элинина). Это три романа ("Записки блудного сына", "Книга облаков", "Точка в виде запятой"), написанные во второй половине 1970-х годов. В этих романах герой существует в плотном пространстве цитат и литературных ассоциаций. Подлинным героем становится автор, который борется с этой литературно-мифологической реальностью и создает бесконечные слои комментария. В третьем романе личность автора теряется среди этих комментариев и самоопровержений. Единственным героем оказывается язык.

Борис Ванталов – он же Борис Констриктор, художник. Графический цикл "Уголовник" сопровождает трилогию "Конец цитаты". Здесь герой – обитатель пространства угла, расширяющегося до космических пределов. Гротеск и всеохватность характерны для этих графических полотен.

Борис Ванталов – автор ряда поэтических сборников ("Стихотворения", СПб., Призма 15, 1993; "Философская лирика" Лос-Анджелес, 1993 и др.). Стихотворения, внешне использующие лучшие традиции поэзии серебряного века, пародируют поэтические формы и иронизируют над главным персонажем этих стихотворений – самовлюбленным маленьком человеком, противопоставляющим себя миру и имеющим непомерные амбиции.

Все ипостаси Ванталова – Констриктора повествуют о судьбе исчезающей личности. Все, что остается автору – воспеть свою смерть и весело посмеяться над угасанием человечества в целом. Этот смех и соотнесенность себя с мировым движением мифа позволяют Ванталову сказать главное о новой эпохе.

Действие романа "Утром три" происходит в 1950 – 70-е годы.

Эпоха постмодернизма выдвинула нового героя. Произошло это не потому, что ушел модернизм. А потому, что советская действительность все более становилась воплощением реализации постмодернизма, сооружая воздушные замки из колючей проволоки. Обитателям этих замков можно было чувствовать уверенность в завтрашнем дне и видеть процветание государства только в случае полного отсутствия мозгов. Нормальный человек мог отвергнуть эту фантасмагорическую структуру только в том случае, если он отвергал ее целиком. Это значит: вместе с отрицанием своей собственной значимости. Подлинным героем этого времени становится не отличник-функционер, а второгодник-кочегар. Мифология "Утром три" населена олимпийцами-второгодниками.

"Утром три" соотносится с романом-эпопеей "Конец цитаты" примерно также, как "Записки психопата" Венедикта Ерофеева с поэмой "Москва – Петушки": ранние произведения, биографическая основа, самоирония. При этом в романе Ванталова сохраняется харак-терная для него мифологическая структура: плотный мифологический фон, плюс воспоминания о школьном классе (краткие гротескные ха-рактеристики при полном отсутствии бытового реализма, все персонажи – "заядлые второгодники"), плюс современное (1978 год) положение героя, прячущего от родственников свое машинописное творчество.

Проблема творчества, создание произведения становится главной темой повествования. Единственная реальность – литература. "Литература создала вселенную, которая, может быть, и есть цель существования человека". Литературная вселенная – возвышенная и фарсовая одновременно. Литература не страдает оттого, что Ванталов сравнивает творческую потребность с процессом пищеварения. "Лист надо закончить, нельзя его в машинке оставлять, а то родственники сунутся. Что печатаешь? Зачем? А зачем я писаю, откуда я знаю. Они думают, литература отличается от пищеварения. Нет!!!"

Мастерство Ванталова в умении соединить комизм формы и трагизм существования: "Инфузория, чем она виновата, что она инфузория, и чем виноват я, что я человек". Изящество словесного потока (потока сознания) неразрывно с насыщенным бульоном цитат, литературных традиций. Автор свободно перемещается с одного мифологического пласта на другой. А начав ту или иную фразу в любой момент может перенестись в любую временн?ю и пространственную точку. Один из постоянных персонажей – Петр Сергеевич – обозначается аббревиатурой П.С. В один прекрасный момент действие происходит на Большом проспекте Петроградской стороны (в Петербурге два Больших проспекта: П.С. и В.О.). Кажется, что Петр Сергеевич и Петроградская сторона сливаются в один образ.

Биографизм, присущий произведениям Ванталова, продолжает одну из ярких тенденций литературы ХХ века, так как это единственная возможность разрушить эпические повествовательные барьеры ради утверждения человеческой личности. По этому пути прошли Аугуст Стриндберг, Франц Кафка, Жан Жене, Венедикт Ерофеев.

Ванталову удается добиться удивительного единства высокой литературы и смеховой культуры. Всеразрушающая самоироничная муза Ванталова явилась ему с заоблачных высот. Откуда ты, муза? Ты ль Данту диктовала страницы "Ада"? Муза отвечает.




Назад
Содержание
Дальше