ПОЭЗИЯ «К Р Е Щ А Т И К У»   1 0   Л Е Т ! Выпуск 37


В гостях у «Крещатика» поэты Нью-Йорка



Александр СТЕСИН

В день последний...



* * *
                     Памяти Н.С.

Это живут и отходят ко сну.
В старости двигают кресло
ближе к окну. И садятся к окну
у батареи погреться.

С улицы слышится щелк соловья –
сигнализации. Эхо
звуков ничьих – как отсутствие «я»
у одиночества. «Это
я», в тишине раздается, верней
слышится, не раздаваясь,
будто бы тот, кто всегда из дверей
так говорил, раздеваясь,
в темной прихожей оставил висеть
вместе с пальто эту фразу.

И магнитола, которую в сеть
год не включали, не сразу
голос подаст, от звучанья успев
собственной речи отвыкнуть.
Вслух не сказать, не прочесть нараспев.
Анжамбеманом не выгнуть.

Только мгновенное: акт бытия
как распрямленье пружины.
Миг, из которого в жизнь без тебя
вглядываешься при жизни.

На пол спадает ли женский платок,
кофе шипит, убегая.
В детство впадает ли мыслей поток,
пять городов огибая.

Просто квартира, где с детства знаком
говор курящих под утро,
и помещение, как сквозняком,
их разговором продуто.

Край, где живут и отходят ко сну
(здесь, на краю балансируй);
где придвигаешь поближе к окну
кресло свое. В бело-синий
смотришь просвет, непостижный уму
и протяженный незримо.
Все придвигаешься ближе к нему,
не сокращая разрыва.


* * *

Узнавай солнца оттиск крестовый
на окне. И окна отворот.
Двор. Обугленность ветки костровой –
вроде инея наоборот.

На другом конце света родные
люди, выросшие, чтобы стать,
кем положено стать, а отныне
осторожно растущие вспять.

Все какому-то вслед эшелону
машет издали речь не о том;
все темней, подступая к жилому,
дня декабрьского бежевый тон.

Там барочная штора укрыла
вид на столик с ночным порошком,
с недочитанной книжкой, двукрыло
распластавшейся вверх корешком.

К изголовью любви изначальной
речь протянется вместо руки
и предмет опрокинет случайный
и не сможет собрать черепки.


* * *

В день последний, если знать наперед,
что последний, посмотреть – проберет,
в холод бросит и – уже отлегло:
не выдумывай, еще далеко.

Вот порог, а вот невидимый Бог.
Тротуар, ларек, осколок, клубок.
Станционного разгон полотна.
Все предвидено, но воля дана.

Полотна разгон. Поездки к одной
чудо-деве за рекой ледяной.
Начинается недолгая связь,
отрицая день последний, резвясь.

В отдаленье ли, где память слаба,
в тесной близости ль, где речь тяжела,
осторожно, точно ветки, слова
раздвигает и глядит – тишина.

Ты раскрой над нами небо, как зонт.
Растяни на сорок восемь часов
имманентный бытия горизонт,
восприятия изнаночный шов.

Все, что вспомню – хлам жилищный – проверь,
где стоял журнальный столик, одет
под обеденный, а рядом (правей)
на трюмо – ее отец или дед,

некто, выбывший из жизни земной,
в круглый ноль свой капитал обратив;
с фотографии следивший за мной,
притворяясь, что глядит в объектив.


* * *
                          А. Л.

Килевая качка веры, за предел
пониманья уплывающей, как судно.
Я на судно отплывавшее глядел,
и поверилось в том плане, что абсурдно.

Видишь, зыбью удлиняются огни,
желтый свет домов, чьи окна интравертны.
Охвати пространство взглядом. Мы одни,
то бишь «мы» – в числе единственном, наверно.

То к закату (расстояние – плевок)
ветерком относит лодку или ветку.
То пустая конволютка проплывет
сроком годности, давно истекшим, кверху.

То картина моментальная, по шву
расходясь, некрупный дар акына будит.
Как вместить свое огромное «живу»
в то, что есть, и вычесть из того, что будет?

Я глаза закрою, на глазное дно
утяну тот пирс и судно, где на вахте
человек стоит, дежурит. Мы – одно,
то бишь – вера, то бишь то, чего не хватит,

чтобы запросто однажды выйти вон...
Затрещавшее по швам – скрепить застежкой.
В крупный план войти на фоне этих волн,
размывающих срок годности истекший.


* * *

Вспомню: некто с шестого, выгуливавший с утра
спаниеля Чарли и сигарету Винстон,
все сажавший белый налив и другие сорта
в задней части двора, где пустырь перегноем выстлан.

За три дня до инсульта посадит еще ранет,
соберет в школу дочь.
Бутерброд и мешок со сменкой –
за щекой у портфеля.
Времени больше нет.
Обведи Ф.И.О. аккуратной рамкой посмертной.

Просто память начнется с конца:
в больнице кровать
и каталка с едой, громыхающая угрюмо.
Непосредственный опыт, обязанный открывать
сходство, смежность, причинность –
чушь, если верить Юму.

Просто органы чувств просигналят с привычных вахт,
и в мозгу, где хранится разрозненных фактов груда,
совпадут чей-то облик и смерти безличный факт –
два явления, непроницаемых друг для друга.

Совпадут кое-как, зарифмуются набекрень
в ощущеньях данная жизнь и ее концовка.
Чья-то нервность и частые жалобы на мигрень.
Потрошенье аптечки, камфара и марганцовка.
Спящий к стенке лицом и тень его, за матрас
завалившаяся.
Сущность, ищущая, где продлиться...

...Вспомню: отец вспоминает в тысячный раз,
как меня привезли из роддома.
Отцу под тридцать.
Он боится меня уронить, осторожно кладет,
сообщает маме «похож на тебя», уверен,
что – на него. Улыбается. Время идет.
В детской комнате плещет тюль, синевой проветрен.



Назад
Содержание
Дальше