ПОЭЗИЯ Выпуск 40


Дмитрий ЦЕСЕЛЬЧУК
/ Москва /


Очевидец



Уложение номер один

1

В утробе матери укроюсь
по месту жительства устроюсь
взяв ксиву для и.о. плода
Пускай сжигает города
ниспосланное людям Слово –
а в низком житии – цифирь –
Не возвращусь на Землю снова
пить из пакетика кефир
и кукиш кренделя жевать
с конспектом шляясь по физфаку
Как в люльку лягу на кровать
читая курс по Зодиаку
В кроватке с грифельной доской
любил лежать балдея Пушкин
Дивану присягал Толстой
листая Гёте Для старушки
замыслив казнь от топора
кушетку тискал Достоевский
Ты в карты загляни Таро
выдь на Кузнецкий Мост на Невский
проспект – над шляпами толпы
парят как ангелы желанья:
раздвинув локти лезть с тупым
упрямством в Лоно Мирозданья
и скрупулезно изучать
созвездья Пса и Скорпиона
Диван – твоих пружин печать
для ягодиц И нет закона
такого чтобы оттиск твой
декретом власти дозволяли
Где сыщется такой крутой
чтобы за имя Илаяли
взять с сочинителя пятак
он свой шедевр отдаст за так
В утробе матери когда
народ в сердцах не матерился
сжигало Слово города
Бывало Демиург ярился
под корень столько царств извел
свой Лик уподобляя Звуку
покуда Мат не изобрел
Fuck you в уста вложив науку
в утробе матери – вот факт
с которым трудно примириться
Затеяв с выгодой контракт
Изволил в старом усомниться

2

Все встало на свои места
Разбился кто успел на пары
Плодиться стали И с листа
Карты Таро читать про чары
и смерть Первопричину звезд
на небесах не замечая
Вот разве что – Кузнецкий мост
с его брусчаткой Да пищали
стрельцов созвездием Стрельца
ниспосланные как Устои
Уклад – от деда и отца
Все остальное – зло пустое

В утробе матери своей
был русским немец и еврей

Вот где она – твоя утроба
Любовь к отеческим гробам
Служи поглядывая в оба
А что не так – дай по губам
Верни устоев смысл Слову
И фарисеев бей как мух
Уклад поставь в первооснову
И если станешь нищим – Дух

Блажен раб божий нищий духом
А кто Он – знаем лишь по слухам


Кто-то

         Маше и Юрию Мамлеевым

Дождь из березовых листьев
крыш засыпает жесть.
Крадучись поступью лисьей,
кто хороводит здесь?

Может, ведьма-соседка
с дворницкою метлой.
Хрустнет в саду ветка,
кто-то вымолвит: – Ой.

Только вот кто – неясно,
утром в тумана квашню
не провались, опасно,
может вымочить всю,

или всего, кто выйдет,
скрутит того в жгут.
Сверху нас кто-то видит,
как мы плутаем тут,

как по туману кружим,
жизнь кладя на весы.
Каждому кто-то нужен,
но ведь не для красы, –

для очага и дыма,
стелящегося из трубы.
Кто-то крадется мимо,
будто сосед бобыль,

вынырнув из тумана,
с ордером на арест.
Тут уж все без обмана,
кто не любит – не ест.

Жизнь предъяви в профиль
или просто анфас.
Кто-то вытащит надфиль
и увековечит нас,

сгладив все закавыки,
все погасив счета,
кто-то, Скульптор Великий,
мелкому не чета,

запечатлеет в бронзе
проливень-листопад
и притулится возле
ног, как пес, наугад...


Очевидец

Как Вергилий, весь в исподнем,
По соседским преисподням
Ночью шествует лунатик,
Запахнувшийся в халатик.

Пробираясь по карнизу,
Как заядлый акробат,
Он, для тех, кто смотрит снизу,
Словно к форточке скоба.

Любопытен до упора,
Многоопытен в делах, –
Из избы – побольше сора,
Ссор побольше – на пирах.

Словно он уполномочен
Сор соседский примечать.
О себе не любит очень
На вопросы отвечать.

Он такой же, как и мы,
У него своя Геенна, –
Но про огнь его тюрьмы
Все молчат обыкновенно.

Потому что по ночам
Ходит в гости кто без спроса?
Головы его кочан
Покраснел, как папироса.

Может лопнуть от стыда,
Может – и от любопытства.
Как падучая звезда,
Догорит в лучах бесстыдства?

Но скорей всего под утро
Из натруженной башки
Кто-то, поступая мудро,
Наши ссоры и грешки

Возвращает восвояси.
Как монах-расстрига в рясе,
Спит ограбленный лунатик,
Завернувшись в свой халатик.


Хмарь

Свернувшись кренделем на стуле,
кот свесил хвост.
На даче хорошо в июле.
Радуги мост
горбом уперся в глубь зенита.
Сырая хмарь
висит, просеяна сквозь сито.
Как пономарь,
бубнит на крыше барабанщик
и в бубен бьет, –
неплохо пропустить стаканчик,
пока он льет,
открыть на всей террасе рамы,
выглянуть в сад –
нет под зонтом на лавке мамы.
...Дела на лад
пойдут – вот-вот случиться чудо.
До сорока
дней и самим дожить не худо.
Ну, а пока
хмарь зарубцовывает раны
печаль-беду,
все кажется, – платочек мамы
мелькнет в саду.
Кот сел на стул, слюнявит лапу,
навел фасон.
В саду на днях увидел папу.
– Жизнь только сон, –
сказал философ. Может, снится
мне эта хмарь –
на Ваши канувшие лица
гляжу, как встарь.


Укроп[1]

Под абажуром из прошлого времени –
Чудом, висящим на свеженькой даче,
Сколько душевного жара и семени
Скольким раздарено впрок наудачу.

Радует глаз шевеленье укропа.
Дед говорил: «В нем мужицкая сила».
Не разгадала секрета Европа,
Что нас ни разу так и не добила.

Мы поднимались из пепла и пламени –
Живородила укропа корона,
И с сыновьями славянского племени
Совокуплялись дуэнья и донна.

Совы из чащи с глазищами ухали
Вслед казакам с завостренными пиками,
Смяв оборону, натешились ухари
Сладкими стонами, смертными криками.

Под абажуром из прошлого времени
Дорого-любо потомство укропное:
Правнук зачать от укропного семени
Ищет с невестой местечко укромное.


В полнолуние

                                  Нине

Жаль, что утром тебя не увижу,
Не услышу и не обниму.
Опускается вечер все ниже,
Ночь вымарывает синеву.

Появляются первые звезды.
Кто Медведицы выследит след?
На купавах настоянный воздух
Над Купавной качается сед.

Виснут рваные клочья тумана
На ветвях тут и там. А луна
В полнолунье войдя без обмана
Все вокруг освещает до дна.

Открывая за бездною бездну
В каждом из озаренных дворов.
Я рожден и когда-то исчезну
Где-то в сосредоточье миров

Но пока я сижу, как сельчанин,
Ухватясь за перильце крыльца,
На меня, словно я марсианин,
Звездная облетает пыльца.

На лице и плечах серебрится.
Вот в такую же лунную ночь
Я вспорхну, как огромная птица,
Чтобы тягу Земли превозмочь.

И не буду отбрасывать тени
На провалы полян и жилье.
Жаль, что ты не оценишь мой гений,
Что трубил лишь во имя твое.


У Брейгеля

У Брейгеля парень с хвостом
отрезает свою колбасу
чью-то чужую отрезав и зажав в кулаке
я свою повсюду с собою несу
этот будет жить теперь налегке

У Брейгеля черепа сквозь кожу
глядят будто смотрят в окно
и в каждой сценке каждая рожа
с хозяином заодно:

четвертовать так четвертовать
и без дальнейших помех
на колесо будут поднимать
тебя на глазах у всех

У Брейгеля есть картина зимы
иди погляди в окно
такие же люди деревья черны
вот разве что носят другие штаны
но это ты все равно

это твоя по колено нога
оторвана где-то гниет
а ты не хочешь знать ни фига
а ты плевал на нее

тебе тому кто хотел убить
но сам в переделку попал
лишь бы кого-нибудь
лишь бы любить
а на прочее ты плевал

стучит деревяшка по мостовой
а ты все еще живой

У Брейгеля как бы лучше сказать
как розы дерьмо цветет
и каждый свое только хочет знать
хоть на тебя целая рать
из-за угла прет
и каждый в толпе так одинок
что только с толпой идет
и каждый пропойца пройдоха игрок
счастье свое кует
и каждый с частью своей счастлив
будь это обрубок ноги
будь мор вокруг чума или тиф
но ты свое береги

У Брейгеля море корабли паруса
пасть кита как кровавая медь
спицы воздетого колеса
вытоптан снег чернеют леса
и сквозь счастливые голоса
вдруг окликает смерть


Белая горячка

                                             Н.Д.

Музей Андрея Белого есть в Кучино,
и в Обираловке[2] музей открыт его,
но жизнь его еще не так изучена,
как быть должно у мэтра знаменитого.

Друзей, входивших в ближний круг Ахматовой,
люблю и помню – в Лондон ездил к Бродскому
на Мандельштамовский конгресс[3] – за волю ратовал
нобелиат и в пику строю адскому

звал Родиной – Язык; в числе Сородичей
шел первым Белый: «Ритм, как диалектика»[4]
«Букварь Поэта», – даром Богородия
Иосиф величал бред эпилептика.

Как вихрем танца, покорен поэтикой,
свой «Петербург»[5] сплясал одним трехдольником,
«гармонию поверив» арифметикой...
Я безраздельным был его поклонником.

Мне не хватало, разве, самой малости,
чтобы с ума сойти так окончательно.
...Ты паспорт у меня взяла из жалости,
вернув его с печатью замечательной.

По Бродскому, Язык и, вправду, – Родина,
на «Букваре» клянусь перед Собратьями...
Дорога Жизни до конца не пройдена,
но ждет ли Вечность, как Жена, с объятьями?


* * *

Невероятный сентябрь
не поразил ворону,
Каркнула хотя б,
в кронах чистя корону

жаркую сентября, –
протуберанцами пряди,
верю, что не зазря
в ярком стоит наряде.

Тлеет за прядью прядь
в красно-бордовом пепле.
Сможет нагим стоять
или повиснет в петле

первых морозов. Мрак
розовый вечерами
над головою наг
с буковками. По программе

должно читать цифирь
звезд в плоскодонном небе.
Я по тебе, Эсфирь,
вновь закажу молебен, –

спросишь за танец свой
голову сентябреву?
Вот он, еще живой,
долларово-рублевый.

В Каннах совсем не тот,
как у нас тут – в Купавне.
Роясь в стихах, как крот, –
в силу привычки давней,

толком не дожую
яркий сентябрьский пряник, –
чудится – де жавю,
он – на де факто тянет.

Гроздья рябин с куста
Забарабанят в ставни, –
заколебал, достал
суперсентябрь в Купавне.


* * *

Владыка душ оставь мне силу
пожить еще хотя бы год
пока на «аннушке» курсирую
я мимо чистопрудных вод
оставь мне голову и руки
и поджелудочный проток
пока твои адепты – суки
в дугу не запустили ток
пока до тормозного скрипа
останется хоть полчаса
пока с бульвара шёпот липы
подкрадывается как лиса
пока сойдя на остановке
сижу на лавке развалясь
в самом себе – Твоей обновке
устраиваясь
и дивясь


* * *

В чем проистекает счастье
Частью в нашем забытьи
Частью в чьем-либо участье
В сопричастье нашем и
В тысяче мельчайших граней
Ограняющих кристалл
Наших искренних стараний
Чтобы мир счастливей стал
Но разъятое на части
В каждом замкнутом мирке
Каждый с частью но от счастья
Что останется – пирке
Вот оно когда-то было
Бог свое стило прижал
А потом пирке зажило
Заутюжилось – а жаль


Соучастник

Жизнь скучна без того, кто тебя предает.
Люцифер соучастнику мстит неспроста
и сшибает его, словно вальдшнепа, в лет,
отдирая обмякшую тушку с креста.

– Бог твой так рассудил, что у русла реки
путь один – по Земле – огибать города,
да еще эта боль – ведь куда не теки,
море встретив, умрет, став соленой, вода.

Жажды не утолить, выпив весь океан,
из него не напьются ни птица, ни зверь,
вкус у пресной воды – морок, самообман, –
облик свой позабыв, мертвой стала теперь.

Ночью в небе Медведицы свесится ковш.
Ручку крепче сожми, из реки зачерпни.
Жизнь скучна без того, чтоб за ломаный грош
не предали б тебя в окаянные дни.


* * *

Измениться в мгновение ока?
Прямо с этой строки...
Самому... Не надеясь на Бога...
Верят в это лишь чудаки...
О, единственная революция
В глубине наших душ,
Не реформы свобода куцая –
Очистительный душ!
...А подумаешь – как иначе, –
За мгновение глыбою льда
Позабытая в кадке на даче
Стала вымерзшая вода,
Вот с такусенького кристалла,
Разветвясь как ядерный гриб.
Эй, молекула, что отстала, –
Я к тебе всей душой прилип?!
Всей душою своей ленивой,
Сразу всей – до самого дна.
Жизнь – отливы лишь и приливы,
За которыми смерть видна.
Измениться в мгновение ока,
Против вялой плоти восстав.
Самому... Не надеясь на Бога...
Словно лед, что тверд и шершав.


[1] (Вернуться) Мой внук – ударник из группы «Укроп».

[2] (Вернуться) Старое название г. Железнодорожного.

[3] (Вернуться) В июле 1991 года Бродский проводил его в Лондонском университете.

[4] (Вернуться) Работа Белого «Медный всадник» или ритм, как диалектика».

[5] (Вернуться) Проза Белого, написанная трехдольным размером.




Назад
Содержание
Дальше