КОНТЕКСТЫ Выпуск 45


Сергей ИЛЬИН
/ Мюнхен /

Дверь в стене

Эссе о том, что нельзя нам жить с Буддой,
но нельзя жить и без Будды



Кажется, у А. Конан-Дойля есть короткий, но великолепный очерк об искусстве под названием «Дверь в стене». Действительно, нет лучшего сравнения искусства по отношению к жизни, нежели эта н е в и д и м а я для большинства людей дверь в стене, которая, кажется, для пущей красоты и правдоподобия еще была обвита плющом...

Если допустимо одно и то же сравнение употребить дважды, то вот вам самое лапидарное и вместе самое точное описание сущности буддизма – как бы его литературный символ и герб.

Есть стена, обвитая плющом. Есть миллионы людей, что снуют мимо нее взад-вперед – изо дня в день, из года в год, из века в век. И есть немногие и з б р а н н ы е, которые видят ее, открывают и исчезают за нею навсегда. Это и есть те безумцы, что решают безвозвратно выйти из магического круговорота рождений и смертей за пределы всяческого бытия, во всех его мыслимых и немыслимых формах и обличьях...

Эти люди – буддисты. А куда они, собственно исчезают, когда закрывается за ними дверь в стене? Сам Будда по возможности избегал ответа на этот вопрос. А когда все-таки, уступая настойчивым просьбам монахов, давал некоторые пояснения, то почему-то выходило всякий раз, что они представляли собой самое загадочное, самое парадоксальное и в любом случае самое поэтическое решение уравнения о жизни и смерти.

Вот некоторые тексты:


«Как исчезает задутое пламя,

И нельзя вообразить, каково его состояние,

Так же и мудрец исчезает из тела и ума,

И нельзя вообразить его состояние».


Или: 


«Точно так же, Вакча, при описании татхагаты (здесь имеется в виду любой просветленный, такой, как архат), когда форма, чувство, восприятие, психические формации, сознание, при помощи которых можно его описать, оказались отброшены, татхагата, отрезав их под самый корень, сделав их подобными пальмовому пню, отделившись от них навсегда, так что они уже не проявляют склонности к будущему возникновению, – он освобожден от возможности вычислить его в понятиях формы, чувства, восприятия, психических формаций, сознания: он глубок, неизмерим: трудно дойти до его дна, как трудно дойти до дна океана: к нему неприменимо понятие вновь возникает, неприменимо понятие возникает и не возникает, неприменимо понятие не возникает и не не возникает».


И т.д. и т.п.

Решение уравнения, как видим, состоит в полном соответствии с конфигурацией двери в стене. Архат видит дверь, открывает ее и исчезает за нею. Но нигде не сказано, что за дверью существует какое-либо метафизическое пространство – будь то рай или ад по христианским представлениям, туннель и свет, как это в один голос сообщают умершие клинической смертью и возвращенные к жизни, вечные астральные миры, так странно напоминающие земные поселения и ландшафты, согласно свидетельствам Эм. Сведенборга, наконец, ментальные и идеальные области бытия, предшествующие последней божественной Реальности, как это утверждают величайшие йоги масштаба Бабаджи и Парамахансы Йогананды, и даже изначальная Пустота или Дух, в которых обитают многие Будды и просветленные Существа по представлениям тибетских буддистов.

Никакого такого метафизического (посмертного) пространства исторический Будда не признавал. Как не признавал он и классической ему альтернативы – полного небытия или Ничто. Ничего подобного! Просто – дверь в стене открывается и закрывается. И все.

Как же это напоминает ситуацию поселянина из притчи о Законе в кафковском «Процессе», желавшего проникнуть к Закону, но удерживаемого бородатым привратником! «И вот жизнь его подходит к концу, – сообщает Кафка. – Перед смертью все, что он испытал за долгие годы, сводится в его мыслях к одному вопросу... Как же случилось, что за все эти долгие годы никто, кроме меня, не требовал, чтобы его пропустили?» И привратник, видя, что поселянин уже совсем отходит, кричит изо всех сил, чтобы тот еще успел услыхать ответ: «Никому сюда входа нет, эти врата были предназначены для тебя одного. Теперь пойду и запру их».

Вот именно – экзистенциальная ситуация человека в мире настолько уникальна и неповторима, что для каждого из нас существует, быть может, одна-единственная Дверь в Закон (Истину), невидимая и недоступная другим. Дверь в стене... Здесь, между прочим, главная проблема всех религий и родственных им эзотерических учений, созданных и руководимых духовными Учителями: последни