КРЕЩАТЫЙ ЯР Выпуск 5


Борис Марковский, Георгий Власов
/ Амстердам, Херингхаузен /

ЛПП* ИЛИ СИНДРОМ ЖОЛУБА

ПЬЕСА В ДВУХ ДЕЙСТВИЯХ, ТРЕХ КАРТИНАХ



ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Эмманнуель Жолуб – американский гражданин, 50 лет, предприниматель.
Александр Муравцев – владелец фабрики, 40 пет, женат.
Григорий Плахов – 50 лет, женат. Ближайший друг и сподвижник Жолуба.
Абрам Гупник – гражданин Израиля, 35 лет, женат.
Венеамин Платонов – молодой микробиолог.
Сергей Гарновский – 50 лет, начинающий стареть поэт.
Франц Кууль – голландец.
Эльза – жена Плахова.
Секретарша
1-й японец
2-й японец
3-й японец
1-й полицейский
2-й полицейский
Бакс – любимый пойнтер Эмануэля Жолуба

* ЛПП (Лекарство Переходного Периода).

Все события и имена героев,
упомянутые в пьесе вымышленны.

Посвящается А.Б.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Картина первая

Действие происходит в доме Эммануэля Жолуба, расположенном в одном из самых престижных районов Амстердама, во вторник, 23 декабря 1997 года. Сцена представляет собой ярко освещенную комнату. Включены все осветительные приборы. Посредине – шестиугольный, напоминающий рояль стол, покрытый зеленым, протертым на углах дермантином. На стопе в безукоризненном порядке разложены бумаги, квитанции, счета, играпьные карты, образцы гомеопатии и лакированные китайские папочки дпя еды. Одна значительно короче другой. Отдельно стоят: биологический прецизионный микроскоп и две стеклянные кружки с мутной жидкостью желто-зеленого цвета. Тут же, на фильтровальной бумаге – предметные стекла. Слева от стола – винтовая лестница, ведущая на второй этаж. Возле лестницы – Гарновский и Плахов. Гарновский – в трусах, белом клеенчатом фартуке е крупный горошек и в белых же резиновых пляжных шлепанцах с красной надписью «Мarlboro». У Плахова в руках – большой полиэтиленовый мешок.

СЕРГЕЙ ГАРНОВСКИЙ: Отвертку взял?

ГРИГОРИЙ ПЛАХОВ: Да. (достает отвертку)

СЕРГЕЙ ГАРНОВСКИЙ: А молоток?

ГРИГОРИЙ ПЛАХОВ: Да (достает молоток)

СЕРГЕЙ ГАРНОВСКИЙ: А дрель?

ГРИГОРИЙ ПЛАХОВ: (без какого-либо интереса) Зачем тебе дрель? (достает бутылку пива)

СЕРГЕЙ ГАРНОВСКИЙ: Как зачем? Ты же еще на фабрике сказал: нужна дрель.


Подходят к столу.

ГРИГОРИЙ ПЛАХОВ: (нервно) Нормальные люди раздеваются в прихожей… (наливает себе пива)

СЕРГЕЙ ГАРНОВСКИЙ: (не слушая) У меня там колбаса осталась.

ГРИГОРИЙ ПЛАХОВ: (повышая голос) Зачем ты полез в спальню?

СЕРГЕЙ ГАРНОВСКИЙ: (не слушая) Жолуб в Лондоне?

ГРИГОРИЙ ПЛАХОВ: (не поворачивая головы) Да.

СЕРГЕЙ ГАРНОВСКИЙ: Позвони ему. (вскакивает, нервно расхаживает по комнате) Объясни ситуацию. Скажи, что дверь захлопнулась, ключ от входной двери лежит в куртке, а куртка висит в спальне...

ГРИГОРИЙ ПЛАХОВ: (не слушая) Я знаю зачем ты полез в спальню: (открывает новую бутылку) чтобы улечься на кровати Жолуба... (пристально смотрит на Гарновского) У тебя мания величия.

СЕРГЕЙ ГАРНОВСКИЙ: (не слушая) Почему ты не звонишь в Лондон?

ГРИГОРИЙ ПЛАХОВ: (не слушая) А чем тебе Бакс не угодил?

СЕРГЕЙ ГАРНОВСКИЙ: Не люблю животных.

ГРИГОРИЙ ПЛАХОВ: Я же тебе говорил: спи на диване... (закуривает)

СЕРГЕЙ ГАРНОВСКИЙ: (смотрит по сторонам, как будто что-то ищет) Надо позвонить Жолубу. В конце концов он имеет право знать, что происходит в его доме.

ГРИГОРИЙ ПЛАХОВ: (напивает себе пива) Это уже не его дом. (медленно пьет пиво)

СЕРГЕЙ ГАРНОВСКИЙ: Как не его!

ГРИГОРИЙ ПЛАХОВ: (после долгой паузы) Жолуба выселяют.

СЕРГЕЙ ГАРНОВСКИЙ: Куда?

ГРИГОРИЙ ПЛАХОВ: В январе будет ровно год как он прекратил выплачивать ипотечный кредит.

СЕРГЕЙ ГАРНОВСКИЙ: Кому выплачивать?

ГРИГОРИЙ ПЛАХОВ: Клюве. Клюва сказал, что они больше ждать не будут. Максимум двадцать девятого придет дюрвардер.

СЕРГЕЙ ГАРНОВСКИЙ: (с ужасом) Кто это?

ГРИГОРИЙ ПЛАХОВ: Судебный исполнитель.

СЕРГЕЙ ГАРНОВСКИЙ: Что же он теперь собирается делать?

ГРИГОРИЙ ПЛАХОВ: Кто? Исполнитель?

СЕРГЕЙ ГАРНОВСКИЙ: Нет, Жолуб.

ГРИГОРИЙ ПЛАХОВ: Не знаю. Пока побрился наголо.

СЕРГЕЙ ГАРНОВСКИЙ: Зачем?

ГРИГОРИЙ ПЛАХОВ: Дело в том, что у него давно нет денег, а когда у него нет денег, он читает Ханнемана.

СЕРГЕЙ ГАРНОВСКИЙ: А кто такой Ханнеман?

ГРИГОРИЙ ПЛАХОВ: Основоположник гомеопатии. Жопуб ярый приверженец Ханнемана. В позапрошлый четверг он пришел ко мне, как всегда за деньгами, и попросил побрить его наголо. Потом – ты только представь себе эту картину – нарисовал детским фломастером у себя на голове квадратики, помазал их какой-то радиоактивной дрянью собственного изготовления и теперь ждет, когда из этих квадратиков начнут расти волосы.

СЕРГЕЙ ГАРНОВСКИЙ: А причем тут радиация?

ГРИГОРИЙ ПЛАХОВ: В радиации все дело. От радиации волосы выпадают. И от нее же растут. Все дело в дозировке. То, что в больших дозах вредит, в гомеопатических – лечит. По крайней мере так утверждает Жолуб. (допивает пиво) Теперь он каждое утро считает.

СЕРГЕЙ ГАРНОВСКИЙ: (совсем запутавшись) Кого считает?

ГРИГОРИЙ ПЛАХОВ: Волосы. Говорит, что в скором будущем будет продавать всему миру гомеопатию для растений. Самолеты будут распрыскивать эту дрянь на леса и поля, а те станут расти, как ненормальные…

СЕРГЕЙ ГАРНОВСКИЙ: Звони в Лондон.

ГРИГОРИЙ ПЛАХОВ: (достает сотовый телефон, набирает номер) Мануэль? Григорий говорит. Ну что там у тебя? Шитагава прилетел? А Нережковский? Понятно. У нас проблема. Гарновский пришел, чтобы покормить Бакса. Зашел в спальню. Не знаю. Потом пошел в душ. Дверь захлопнулась, а там – все его вещи и, что самое главное, ключ от квартиры. Телефон, как ты знаешь, отключен. В общем, нашел он внизу какой-то фартук, натянул его на голое тело, надел твои пляжные туфли и бегом ко мне… Это в декабре, в шесть часов вечера. Дождь, как из ведра, а зонтик, как назло – в спальне... Хорошо, что у меня – машина. Что? Ага. Ну, хорошо... 0'кэй! Ждем.

СЕРГЕЙ ГАРНОВСКИЙ: Что он сказал?

ГРИГОРИЙ ПЛАХОВ: Сказал, что вчера посетил Палату Лордов.

СЕРГЕЙ ГАРНОВСКИЙ: Плевать я хотел на Палату Лордов, что он сказал про дверь?

ГРИГОРИЙ ПЛАХОВ: Сказал – ломать.


Уходят наверх. Открывается задняя дверь, входит Эльза с Баксом. Сверху доносятся страшные удары, сотрясающие дом. Через некоторое время спускаются Гарновский и Плахов, Гарновский в фартке, с сумкой, зонтиком, полотенцем и шампунем. Плахов с молотком и стамеской в руках. Садятся.

ГРИГОРИЙ ПЛАХОВ: (Эльзе) Мамчик. это мы.


Эльза неодобрительно смотрит на Гарновского. Бакс пытается лизнуть Гарновского в лицо.

СЕРГЕЙ ГАРНОВСКИЙ: (Баксу) Уйди. (Плахову) Я не буду здесь ночевать.

ГРИГОРИЙ ПЛАХОВ: Отлично! Тогда все ночуют на фабрике.


Эльза и Бакс уходят.

ГРИГОРИЙ ПЛАХОВ: Косяк полетел к чертовой матери. Придется менять.

СЕРГЕЙ ГАРНОВСКИЙ: Он это любит.

ГРИГОРИЙ ПЛАХОВ: Так это ж дверной косяк.

СЕРГЕЙ ГАРНОВСКИЙ: Ах, дверной... Это меняет дело. А, собственно, зачем ему что-то менять, если он через три дня съезжает.

ГРИГОРИЙ ПЛАХОВ: (задумчиво) Я бы поменял.

СЕРГЕЙ ГАРНОВСКИЙ: Я не понимаю, как он вообще попал в Голландию?

ГРИГОРИЙ ПЛАХОВ: Ядвига привезла. К Муравцеву.

СЕРГЕЙ ГАРНОВСКИЙ: Зачем?

ГРИГОРИЙ ПЛАХОВ: (С удивлением смотрит на Гарновского) Как зачем? От алкоголизма лечиться. Кстати, ты у кого лечился?

СЕРГЕЙ ГАРНОВСКИЙ: (не задумываясь) У Мардаховского.

ГРИГОРИЙ ПЛАХОВ: Виталия Львовича?

СЕРГЕЙ ГАРНОВСКИЙ: Да.

ГРИГОРИЙ ПЛАХОВ: Редкий проходимец. Всех кого я знал, пичкал антабусом.

СЕРГЕЙ ГАРНОВСКИЙ: Полностью угробил мою поджелудочную.

ГРИГОРИЙ ПЛАХОВ: Ну вот. А у Мануэля в результате – крыша поехала. Ты же знаешь, много лет он носился с идеей возникновения рака, как следствия кислородного голодания. (закуривает) Согласно его теории, раковая клетка является единственно возможной формой существования белковых тел при низком содержании кислорода в земной атмосфере (внимательно смотрит на Гарновского), так как не требует для своей жизнедеятельности кислорода вообще. Таким образом, рак является не болезнью, а целенаправленной мутацией, и сейчас человечество находится в переходной стадии. (пауза) Ты можешь себе представить реакцию человечества на эту теорию? А для Муравцева это оказалось вполне приемлимым. Короче говоря, не знаю о чем они говорили, но в результате родилась фабрика, производящая ЛПП (Лекарство Переходного Периода).

СЕРГЕЙ ГАРНОВСКИЙ: А деньги?

ГРИГОРИЙ ПЛАХОВ: Деньги дали акционеры.

СЕРГЕЙ ГАРНОВСКИЙ: А где они нашли этих самых акционеров?

ГРИГОРИЙ ПЛАХОВ: Ты же знаешь Мануэля? Если он додумался до целенаправленной мутации... Муравцев ничем не хуже. Собрал самых крутых бизнесменов из числа своих знакомых, в популярной форме изложил им теорию Жолуба и убедил их в том, что через каких-нибудь пятнадцать-двадцать лет человечество вымрет почти окончательно. В живых останутся единицы. Мутанты. Чтобы помочь человеческому организму справиться с трудностями Переходного Периода, Муравцев изобретает формулу, создает капсулы, принимая которые человечество сможет безболезненно мутировать и, в итоге, приспособиться к новым климатическим условиям. У человечества не остается никакого выбора: либо плати, либо... (разводит руками) Представляешь какими бабками тут запахло. Таким образом, у акционеров сработали два древнейших инстинкта: страх смерти и любовь к денежным знакам.

СЕРГЕЙ ГАРНОВСКИЙ: И тут появляешься ты?

ГРИГОРИЙ ПЛАХОВ: Не только я. Муравцев выписывает из Израиля менеджера, своего старого знакомого, Абрама Гупника. Обещает золотые горы. Тот бросает в Израиле дом, работу (и какую работу: американо-израильская корпорация, Мантель и К, производство суперкомпьютеров) и со всей семьей переезжает в Амстердам. Фабрика начинает работать.

СЕРГЕЙ ГАРНОВСКИЙ: То есть – ты и Гупник? Или Муравцев тоже? Потому что доктор Жолуб, как нам с тобой хорошо известно, последний раз работал на краснодарской птицефабрике двадцать пять лет тому назад, и то – недолго.

ГРИГОРИЙ ПЛАХОВ: Именно поэтому Муравцев нанимает еще двух человек. Завтра я тебя с ними познакомлю. Вениамин Платонов, микробиолог из Петербурга и Франц Кууль, голландец двухметрового роста (тебе, кстати, предстоит с ним работать), страдающий, как позже выяснилось, ярко выраженными психо-соматическими расстройствами. Каждую пятницу во второй половине дня, по неизвестным причинам, он приходит в крайнее возбуждение, кидается на людей, однажды, во время совещания, вылил на голову секретарши кружку горячего кофе, за что, нужно отдать ему должное, извинился. Правда, в понедельник.

СЕРГЕЙ ГАРНОВСКИЙ: (с иронией) Хорошая у вас компания.

ГРИГОРИЙ ПЛАХОВ: Кроме того он первый начал воровать и жрать капсулы. Дело в том, что в свое время компания заключила с работниками соглашение о недопустимости попыток получения какой-либо информации о производимой фабрикой продукции. Никто не должен был знать, что производят, зачем и кому эта продукция предназначается. Но, как ты сам понимаешь, информация так или иначе просочилась. И теперь все работники знают об ЛПП. (достает из кармана горсть капсул) Хочешь попробовать?


Гарновский выбирает одну, глотает, берет еще. Плахов прячет капсулы в карман. Оба смотрят на часы. Гарновский только сейчас замечает, что сидит почти голый в фартуке и пляжных туфлях на желтом кожаном диване в квартире Эммануэля Жолуба. Быстро начинает одеваться. Плахов методично обходит комнату и выключает все лампы и светильники. В наступившей темноте раздается громкий звук закрываемой входной двери.

Конец первого действия.


ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Картина первая

Действие происходит на следующий день, 24 декабря, на фабрике. Сцена погружена во тьму. Внезапно загорается рождественская елка. Рядом с ней – Плахов. При свете елочных огней видно, как он правой рукой пытается нащупать выключатель. Наконец он его находит, и включает освещение. Взгляду открывается празднично украшенная комната, с большим, во всю стену окном, сквозь которое просматриваются детали фабричного оборудования, хаотическое нагромождение труб, змеевиков, насосов и вращающихся вентиляторов. Посреди комнаты – стол и шесть стульев. Над столом – сигнальная панель. На попу –шесть пар желтых резиновых сапог.

ГРИГОРИЙ ПЛАХОВ: Уехать бы. Кинуть все к чертовой матери. (надевает халат) Не могу больше видеть эти рожи. (закуривает сигарету) Один Франц чего стоит. (смотрит на сигарету) Как можно курить эту гадость. (выбрасывает сигарету) Сейчас еще и Платонов прийдет. (наливает себе кофе) Муравцев говорит, что кофе – яд. (закуривает) Хорошо Гупнику – может пить эту дрянь ведрами.


Открывается дверь, входит Франц Кууль.

ГРИГОРИЙ ПЛАХОВ: (вяло) Morning!


Франц здоровается с Плаховым за руку, огибает стол, берет желтые резиновые сапоги, халат, шапочку и начинает переодеваться. Закончив, уходит в блистеровочную. Через некоторое время входит слегка опухший Платонов.

ГРИГОРИЙ ПЛАХОВ: Здравствуй Вениамин. Что не веселый?

ВЕНИАМИН ПЛАТОНОВ: Говорила мне мама, когда я был маленький: учись хорошо Венечка, а то вырастешь и будешь на фабрике коробки клеить.

ГРИГОРИЙ ПЛАХОВ: Так ты ж их еще не клеешь.

ВЕНИАМИН ПЛАТОНОВ: Я их пакую.

ГРИГОРИЙ ПЛАХОВ: Это не одно и то же.

ВЕНИАМИН ПЛАТОНОВ: (раздраженно) Я микробиолог! Я окончил Ленинградский Университет. У меня красный диплом. И несмотря на это, я должен мыть грязные бидоны, таскать шланг, следить за «чваком» и размешивать в крутом кипятке малтодекстрин. Если так пойдет дальше, то очень скоро я докачусь до того, что стану мыть общественные туалеты. (уходит)


Входит Гупник. Не раздеваясь, идет к кофейнику, наливает себе кофе, садится за стоп, закуривает. Все это – как бы не замечая Плахова. Создается впечатление, что он находится в состоянии полной прострации.

ГРИГОРИЙ ПЛАХОВ: Г-н Гупник, где ваше эдрасте?

АБРАМ ГУПНИК: Все вопросы потом. (делает большой глоток) Сначала – кофе, потом – работа.


Входит заспанный Гарновский.

ГРИГОРИЙ ПЛАХОВ: (представляя Гарновского Гупнику) Познакомьтесь, генеральный менеджер, Абрам Гупник. Сергей Гарновский, наш друг из Германии.


Гарновский и Гупник обмениваются рукопожатием. Все садятся за стоп. Несколько минут длится молчание.

ГРИГОРИЙ ПЛАХОВ: (Гупнику) Ты уже подписал открытку?

АБРАМ ГУПНИК: Кому? Керстену?

ГРИГОРИЙ ПЛАХОВ: Ну не Муравцеву же.

АБРАМ ГУПНИК: Вчера отослал. После этой истории с банкротством...

СЕРГЕЙ ГАРНОВСКИЙ: (с интересом) Что за история?


Гупник с Плаховым переглядываются.

ГРИГОРИЙ ПЛАХОВ: Фабрика обанкротилась.

СЕРГЕЙ ГАРНОВСКИЙ: Когда?

ГРИГОРИЙ ПЛАХОВ: (неохотно) Год назад.

СЕРГЕЙ ГАРНОВСКИЙ: Как?

ГРИГОРИЙ ПЛАХОВ: Не важно как, важно зачем.

СЕРГЕЙ ГАРНОВСКИЙ: Зачем?

АБРАМ ГУПНИК: Дело в том, что...

СЕРГЕЙ ГАРНОВСКИЙ: (не дав закончить) Что мозговому тресту начали мешать акционеры...

АБРАМ ГУПНИК: (первым) Я этого не говорил!

ГРИГОРИЙ ПЛАХОВ: А я не только не говорил этого, я этого даже не думал!

СЕРГЕЙ ГАРНОВСКИЙ: Да тут и говорить нечего. Все и так ясно – Муравцев покупает фабрику с молотка. А что Жолуб?

ГРИГОРИЙ ПЛАХОВ + АБРАМ ГУПНИК: (хором) Жолуб получил от Муравцева 5% акций.


Воет сирена. Мигают контрольные огни. Гупник вскакивает, роняя стул, убегает. Через некоторое время входит Жолуб. В руках – микроскоп. Глаза горят гипнотическим огнем.

ЭММАНУЭЛЬ ЖОЛУБ: Нобелевка в кармане. (ставит микроскоп на пол) Ты, представляешь, Плахов, все сошлось: (наклоняет голову, показывает квадратики) посмотри слева, второй квадрат.


Плахов надевает очки, внимательно смотрит на плешь Жопуба.

ЭММАНУЭЛЬ ЖОЛУБ: Ты видишь?!


Плахов снимает очки, аккуратно их складывает, кладет в карман халата.

ГРИГОРИЙ ПЛАХОВ: Вижу. А что с растениями?

ЭММАНУЭЛЬ ЖОЛУБ: Плахов, ты же знаешь, у Эммануэля Жолуба только телеграфные столбы не беременеют. Забудь о растениях! У меня пень зацвел! Я уже заказал пробирки, завтра мне привезут наклейки и я – в бизнесе, (напевает)


Егор Петрович Мальцев
Болеет, и всерьез,
Уходит жизнь из пальцев,
Уходит из желез.

От избытка чувств начинает слегка притоптывать.

Из прочих членов тоже
Уходит жизнь его,
И вскорости не станет
Как видно ничего...

Входят три японца, Гупник, секретарша, за ними Муравцев с белыми от бешенства глазами.

АЛЕКСАНДР МУРАВЦЕВ: (хрустящим шепотом) Почему на фабрике посторонние?

1-Й ЯПОНЕЦ: Господин Жолуб, рады Вам сообщить, что фабрика произвела на нас огромное впечатление.

2-Й ЯПОНЕЦ: 300 000 долларов заплаченные нами за 5% акций, которые Вы нам любезно продали в июне, мы считаем весьма выгодным помещением капитала...

ЭММАНУЭЛЬ ЖОЛУБ: Это – клевета, (Муравцеву) Я их впервые вижу! Ты мне веришь, Алекс?

3-Й ЯПОНЕЦ: Кроме того, нам хотелось бы ознакомиться с рец