ПОЭЗИЯ Выпуск 59


Лидия РОЗИН
/ Мюнстер /

Последняя хроника



Родилась в 1948 году в Кемеровской области. С 1956 года и до выезда в Германию в 1994 году жила в Алма-Ате. Образование техническое, долгие годы работала на строительстве телефонных станций в Казахстане. Автор нескольких книг поэзии и прозы, изданных в Германии и России на русском и немецком языках. 10 лет работала на радио в Бонне, создала ряд программ литературного и культурного цикла.



ПОСЛЕДНЯЯ ХРОНИКА

                    Последняя хроника с переправы
                    через войну на Балканах – в Вечность

1

Он ушёл на войну, на работу
С кинокамерой и блокнотом.
Навсегда ... словно в Лету канул –
Не вернули его Балканы.

2

Бессонница... Бумаг неразбериха...
Она очнулась, – в дверь её стучали:
Коллеги мужа – шумные обычно –
Сегодня были вежливы и тихи,
Друг другу молча место уступали,
Курили и не спорили привычно ...
И это было не кошмарным сном.
Ей протянули свёрточек – в нём вещи –
Муж никогда не расставался с ними:
Его часы... с раздробленным стеклом
(По ним уже отсчитывалась Вечность).
Да, на часах... его стояло имя...

И кинокамера, и перстень-амулет, –
Подарок африканца-колдуна...
Она смотрела взглядом отрешённым:
Священный перстень уже десять лет
Муж не снимал, и верила жена,
что перстень этот был заговорённым...

3

Балканы древние ссутулились от горя.
Седой Земли разверзнутая рана
Останки журналиста поглотила...
Знобило долгим-долгим эхом горы –
Слезами каменными плакали Балканы,
Склонившись над очередной могилой...

4

А камеру нашли невдалеке –
Её в овраг отбросило волной.
И налету в оторванной руке
Снималась встреча краткая с Войной:
Обломки неба… потроха земли...
И облака безумные в крови.

5

В свои расходы спишет всё Война...
И зеркала завесила вдова...

6

Прокручивая фильм в который раз,
Она опять увидела с экрана:
Спокойный, удивительный пейзаж, –
Пасутся кони и цветут тюльпаны...
В рассветной дымке панорама гор.
Видны из рощи контуры машины.
Вдруг крупным планом посмотрел в упор
В глаза с экрана молодой мужчина...
Он осмотрелся быстрым взглядом и...
Его как будто что-то там вспугнуло:
Привычное движение руки, –
И на экране вместо глаза – дуло.

Глядит с экрана жуткий чёрный круг.
Остановилось время на мгновенье.
И – страшный взрыв разрушил мир вокруг...
Гримасы неба, облаков испуг...
А дальше на экране – затемненье...

7

И... снова кадры пятятся назад,
Сменяясь на экране очень быстро:
Вот антивзрыв затих
и
автомат,
вдохнув,
проглатывает
антивыстрел...
Исчезла пуля в горле автомата...
Растаял в дымке человек с экрана...
И как тогда, давным-давно когда-то,
Пасутся кони и цветут тюльпаны...

1997


ИНТЕРВЬЮ

«Вы клоун – женщина. Такая редкость в мире.
Жизнь в эпицентре смеха – на арене.
Не страшно в цирке, в этом круглом тире
Служить ходячим яблочком мишени?..»

На блюдце яблоко, шампанское в бокалах,
Ждёт микрофон, заглядывая в рот;
Вопросам нет конца: Как я сюда попала?
С чего всё началось? Что завтра меня ждёт?
Куда я так спешу? Не трудно ли смеяться
Изо дня в день уж скоро сорок лет?
Чем в жизни дорожу? С чем не могу расстаться?
В чём жизни соль и радости секрет?
Я – клоунесса! Несомненно, прав ты –
Действительно, нас в этом мире мало,
Как королев, как женщин-космонавтов.
Ты хочешь знать, как я сюда попала?
С чего всё началось? А в самом деле...
Мой дядя (самых честных правил)
Работал здесь... Вильгельмом Телем,
А также всем парадом правил.
Он настоящим был героем,
Его все в нашем цирке обожали.
...Давным-давно (тогда нас было трое...
А мальчик... умер... Уж сколько лет назад...).
Его лохмотья на меня надели
И... яблоком меня короновали...
Да, было страшно. Часто снился брат...
Глаза у дяди вскоре потускнели
И руки у него... дрожали,
Но стрелы, что над головой свистели,
Страх в сердце постепенно убивали...

Прости, снимаю клоунский наряд:
Зелёный бант, оранжевый парик,
Нелепо – яркий, не в размер, халат
И кружевной огромный воротник…
Минутка грустная: с лица стираю грим.
Ах, бросьте, зеркала так искажают! –
Безжалостны автографы морщин –
Мне промахи мои напоминают.
Казалось, что никто и не заметил,
Что было не задуманным паденье.
Коварный случай: как в десятку метил –
Эх, яблочко – весёлое – мишени!
Ну что ж, бывает, я не растерялась
И поцелуй воздушный разослала,
Как будто просто новый трюк искала…
– А публика смеялась?
– Да, смеялась!
Мне выстрелила боль в разгаре смеха
Сегодня в спину без предупреждений…
И долго перекатывалось эхо:
«Эх, яблочко!» – От публики – к мишени…
Ах, что ни говори, такая жалость,
Что невпопад с трапеции упала…
Нет, не устала, – новый трюк искала,
Ведь главное, чтоб публика… смеялась.

На блюдце яблоко. Шампанское в бокалах...
Ты видишь сам: нет у меня секрета.
Бывало, падала, но я опять взлетала, –
Ведь а на службе радости и света.

Я клоун – женщина. Такая редкость в мире,
И в эпицентре смеха – на арене,
Я в цирке, как в огромном круглом тире,
Служу ходячим яблочком мишени.
Э-э-э-х, яблочко!!!


ПРОЛОГ

Природа спит. Неяркие рассветы
Приходят поздно и без настроенья.
Сухих деревьев грустные скелеты
Роняют под ноги лохмотья ветхой тени.

День зимний суетлив и быстротечен,
Зато зимой прекрасны вечера,
И нам с тобой отпущен был вчера
Один такой – неповторимый – вечер.

Но незаметно время промелькнуло,
И ночь была так странно коротка,
И чья-то всемогущая рука
Страницу жизни вдруг перевернула…

И новая глава открылась нам.
И зимний день, как чистый лист бумаги,
Нас призывал к рисункам и стихам,
А во дворе деревья были наги

И клочья тени под ноги роняли;
Искрилась и переливалась тень –
В ней солнечные зайчики играли.
И это был наш самый первый день…


ФЕВРАЛЬ

Чудит февраль, обласкан солнцем щедро.
Природа как из-под контроля вышла:
Кокетничая с ловеласом-ветром,
Цветёт вовсю акселератка-вишня.

Седая верба, что уже забыла
Свой возраст, новым годовым кольцом
Покрыла талию и крону распушила,
Украсив почками, как дорогим венцом.

Магнолия, как сердце на ладони,
Волнуясь, чудо трепетное держит.
В не вовремя раскрывшемся бутоне –
Девичья хрупкость, чистота и нежность.

Чудак-февраль запрягся в колесницу –
Возглавил карнавальный он обоз.
Никто не знал, что сзади примостится
Слуга зимы – рецидивист-мороз.

Февраль шутил, а в первых числах марта,
Когда весна была уже при деле,
Мороз ей вдруг перемешал все карты:
На ранний цвет обрушились метели…


ЭХО

Я замерла, переступив порог
Знакомого когда-то коридора...
Пугает помещение пустое:
Зияет в даль разбитое окно,
Во лбу стены ещё торчит крючок,
Как будто знак вопроса, на который
На бледном фоне выцветших обоев
Повесилось овальное пятно –
След зеркала, в котором отражались
Все те, кто сей порог переступали,
И, уходя, в него бросали взгляд.
Я тоже в это зеркало смотрелась...
Но вот теперь по свету разметались
Те, кто хозяйку дома навещали.
Ушли друзья и никогда назад
Уже потом сюда не возвращались.
...Когда хозяйки старенькой не стало,
Здесь поселилась тихая печаль,
Ушли отсюда радость и тепло,
И музыка здесь больше не звучала...
Из дома люди, вынося рояль,
Задели зеркало, и зеркало упало
(Венецианское добротное стекло!).
Какая жалость! Что за невезенье –
Разбились насмерть наши отраженья...
Ещё во лбу стены торчит вопрос,
Но этот дом приговорён «под снос».
Как хорошо, что я смогла приехать
И проводить стихающее эхо.


СЕ ЛЯ ВИ...

И за любовью эхо боль швыряет:
Прилив – отлив, потом слабеют волны.
Ушла любовь... Куда? Никто не знает...
Откуда-то потом придёт другая
И чем-то новым пустоту заполнит.
Всё будет снова, но совсем иначе.
Любовь другая тихо позовёт.
Вдали надежды светлячок маячит,
А память убеждает не сдаваться:
Вдогонку – свет. Тень за угол свернёт.
Тень – поводырь, последую за тенью,
Но мне за ней сегодня не угнаться:
Любви ушедшей яркие мгновенья
Не подлежат, увы, реанимации...
Но... продолжает жизнь круговорот:
Прилив – отлив, закат – рассвет,
И вновь...
Очередное чудо совершится:
Магнолия в апреле расцветёт,
Стихи воскреснут, музыка родится,
И воцарится
Новая
Любовь.

А в будни, между вспышками любви,
В мечтах, заботах и воспоминаньях,
Проходит жизнь. И это состоянье
Французы называют «Се ля ви...»



Назад
Содержание
Дальше