IN MEMORIAM Выпуск 81


Евгений ВЕНЗЕЛЬ
/ 1947 –2018 /

«благожелательные дýхи устают...»



благожелательные духи устают
терпенью их подведена черта
они попустят – и меня убьют
они уйдут – и придет темнота
пойдут за гробом те и тот и та
бредут за гробом тот и та и те…

Евгений Вензель, 1974


10 июня этого, не високосного, но жестокого и щедрого на расставания, года ушёл Евгений Вензель. За все семьдесят отведенных ему судьбой лет о нем не написали столько, сколько за несколько дней от известия о смерти до похорон. Пожалуй, точнее всех – Варя Князева, знавшая Женю с начала 60-х, с блаженного «дерзанского» литературного детства: «не было в мире человека, менее способного к общению, чем Вензель»… Да, в сущности, это и не было общением, скорее он был наблюдателем, не диалогистом, а странным «резонером», на манер актера театра ХVIII века, который «говорит в сторону»… Но реплики его были с «абсурдятиной» и «умственной извилиной»… А облик? С юности, с той самой Малой Садовой, на которой сходились поэты в 60-е годы прошлого уже века, он запомнился одиноким в толпе, отрешенным и настороженным… Живой репликой Жана Габена из «Набережной туманов», или ранних портретов Маяковского, с папироской во рту… Но вот, что удивительно – в стихах, даже самых ранних, в «фигурах речи» подражательности не было. Он видел остро, и считывал особенности времени и себя в нем – точно. Может быть поэтому так легко вставлял в свои книги, а их и было-то всего две, вышедшие с промежутком почти в десять лет, совсем ранние стихи, в которых он и «сканировал» себя настоящего… С той особенной онтологической тоской, сологубовской «недотыкомностью», злой (или нет?) иронией, которая отличает его от многих и многих… Услышанные или прочитанные его стихи запоминались, посему, когда он стал их дописывать /или завершать/ в конце 70–80-х, знатоки позволили себе недоумение – а зачем? – ведь было лучше в краткости. Я написала – услышанные – и подумала, что это не точно: он почти не читал стихов вслух, а если и читал, что-то происходило с голосом, он куда-то девался, при явном артистизме физического естества, он голосом не мог «актерствовать». Иногда за него читали друзья, или он давал машинописный лист – «на, читай!». Машинопись его и «кормила». «Я – хорошая машинистка», это его похвальба, и, до эры «компьютеризации всей страны», он перепечатывал научные статьи и диссертации для филологов и историков, понимая суть и не делая опечаток.

Первая публикация его стихов случилась в самиздатском альманахе FIORETTI, в 1965 году, потом были «Часы», «Митин журнал», наконец – «Голубая лагуна» Кузьминского…

Перерывы в публикациях были огромными, как и в писании стихов. А что происходит с настоящим поэтом, когда тот впадает в ступор, знает только он сам.

Женя не без гордости хвалился, что некий коллекционер собирал и даже покупал его рукописи и рисунки (он же окончил 190 школу, в те годы как-то породненную с оппозиционной Академии художеств «Мухой», и преподавали в школе хорошие художники, в том числе и ученики Петрова-Водкина братья Прошкины), на эти деньги и была куплена машина, потом стоявшая во дворе и годная только на то, чтобы в ней покурить…

Хотя отцы-основатели Музея Нонконформистского искусства какое-то время пытались поддержать физическое выживание владельца авто, используя его в качестве перевозчика живописи и графики выставляющихся художников.

Вот там же, на Пушкинской, 10, в Большом зале Музея, случилось в 2006 году и последнее авторской чтение поэта Евгения Вензеля. И он пришел в мытой, но не глаженой рубашке, волновался до дрожи, убегал, прибегал, читал, злясь на себя, вызверился на искусствоведку, которая пришла на выставку и «шарилась» у него за спиной, пока он читал... Дочитал, выдохнул... И ушел...

А теперь – ушел совсем. Если не будем «вбивать в головы», привыкшие к «устаканенным» спискам в несколько затверженных имен, имена, которые и есть наше время... Потому что не всем дано выразить, не специально и натужно, а легко и естественно как дыхание, философию своего времени и то чувство оставленности, ненужности, неприкаянности, которое было знаком или клеймом…

Вот еще несколько важных для меня стихов Жени:



* * *

Лихо на болоте серый пел кулик,
Вышибая звуки носом о кадык.
Что же ты распелась, птица, мать твою?
Отвечала птица: со стыда горю.
Петь я не умею, но имею страсть
Сидя на болоте песни распевать.
Молча подивившись наглости такой,
Наподдал я птице левою ногой.
Сломанное тело, перия в крови,
Но сказала птица: черт вас побери!
Я над ним склонился, глянул в мертвый лик.
Ах ты, неудачник! – прошептал кулик.

1960-е


* * *

Просыпайся. Ты слишком глубоко уснул.
А проснулся – почти оплешивел.
Кто-то снес на толкучку прадедовский стул,
а любимую к площади вывел.
Брюки жгут ожиревшие в лежке бока.
Восемь трещин на высохшем мыле.
Руку к пачке – но там уже нет табака.
К телефону – его отключили.
Ты по лестнице, всеми дверями гремя,
к людям, кои у стеночки встали.
Спросишь их: а вы здесь не видали меня?
И ответят они: не видали.

1977


* * *

Ах ты тело, мое тело,
Тело цвета белого!
Много пило, мало ело,
Ничего не делало.

Тамара Буковская




ВЕНЗЕЛЬ И АКСЕЛЬБАНТ

(минимемуар)


Сказали: умер Евгений Вензель. Полез в «Самиздат Ленинграда» посмотреть, когда он родился. 1947. Поколение детей Победы.

Я знал его совсем чуть-чуть. По касательной, по Малой Садовой. А вот мой приятель Гоша Никитин учился с ним в школе, и когда набирал достаточную дозу, начинал цитировать пятое стихотворение из «Малого татарского цикла»: «Приходи, о безгрудая тишь,/из канавы меня выволакивать». Гоше больше не наливать, – услышав эти строки, сразу говорили знакомые.

Евгений Вензель всегда наливал себе сам. Он курсировал по Невскому с поднятым воротником пальто, которое напоминало шинель, без шапки в любой мороз. Юному мне он представлялся Наполеоном на острове св. Елены (кстати, обе его жены были Елены), или Бодлером, с выкрашенными в зелёный цвет волосами. Для тогдашнего воспалённого воображения он был живым воплощением плеяды «проклятых поэтов».

Иду однажды по Аничкову мосту и вдруг слышу: «Аксельбант!» (моя настоящая фамилия Аксельрод). Подслеповато оглядываюсь и замечаю удаляющийся хищный профиль Вензеля. Или. Захожу в «Дом Книги». 1972 год. Около касс нездоровое оживление. Оказывается, продают Тао Юань-Мина. Он стоит 36 копеек. Лихорадочно пересчитываю мелочь. Ровно 36! Потом встречаю на Невском Вензеля. Показываю книжку. «Вы третий человек, который говорит мне об этом. Ленинград – большая деревня», – чеканит он и удаляется с крейсерской скоростью, дымя «Беломором». Потом он брал у меня на время пишущую машинку «Колибри». Потом встретил его в Манеже на большой выставке ТЭИИ. Он спросил об А. Нике. Я начал рассказывать. «Ну что ты плетешь», – прервал меня Вензель. Его интересовал лишь факт существования моего двоюродного брата, а не подробности.

Помню его в Троицком соборе, когда отпевали Лену Шварц. Он ходил кругами в толпе молящихся. И что-то безумное невнятно говорил, словно оказался снова в старом своём стихотворении о похоронах А.А.А.

Ещё смутно помню, как сон, что был у него на Петроградской, по-моему, тогда только-только родилась дочь, и Евгений убеждал меня в необходимости преодоления детских комплексов.

Что-то о нём изредка вспоминала Лена Шварц, с которой я дружил последние пять лет её жизни. Так, по её словам, на протяжении десятилетий после развода, он допытывался по телефону, с кем она жарила картошку ещё в том тысячелетии. А когда в качестве гонорара ему дали какой-то малоподвижный автомобиль (по слухам, он стоял под окном, и Вензель в нём курил), он допытывался, действительны ли ещё её водительские права.

Когда стал делать подборку его стихов к этой мемориальной публикации, я оказался в затруднении, – шлягеры напечатаны уже не только в двух его прижизненных книжках, но и в антологиях, поэтому я сосредоточился либо на других редакциях («Мой отец еврей из Минска»), либо не столь известных стихах.

Большой поэт был Евгений Вензель. Вечная ему память.


Борис Констриктор



* * *

Мой отец – еврей из Минска.
Мать пошла в свою родню.
Было б, право, больше смысла
вылить сперму в простыню.
Но пошло, и я родился
половинчатей отца:
я – как русский – рано спился,
как еврей – не до конца.
И звезда моя навечно
неясна и далека.
Если вдруг пятиконечна,
не миную кабака.
Ну а если из тумана
мне покажется желта
из жидовского шалмана
иудейская звезда?
Будет так или иначе –
Все равно не сдобровать, –
Две звезды, кряхтя и плача,
Душу могут разорвать.

1968


* * *

Я ношу свою кепочку набок.
Я съедаю на завтрак лимон.
Обожаю я толстых прорабок
в хриплом мареве их панталон.
Бледным миром дышу и вдыхаю,
чаровница, его аромат.
И бестрепетно я отцветаю,
скушный, как о марксизме доклад.
Но куда, но в какую халупу,
чаровница, тебя приведу
из столовой? Там требуют супу!
Там безрадостно, словно в аду.
С этой улицы темной и дерзкой?
Чаровница в зеленом шарфе!

Из дружины какой пионерской?
Из какого глухого кафе?
Может быть, истанцованной зальцы
полупьяный мне воздух глотнуть?
Чаровница! Замерзшие пальцы!
Каждый пальчик нам нужно обдуть,
обогреть! Ты искусница! Детка!
Чаровница! Изменница! Мать!
Погоди, только звякнет каретка,
станем пальцы твои целовать!
Каждый день обветшалые мозги
расступаются. Детка, шагай.
Чаровница, ты в детской матроске,
а себе я твержу: умирай.

71 г.


* * *

В этом городе, жутком, стозубом,
когда ветер листы ворошит,
громко прячется, плачет по трубам
некто бледный, и жестью шуршит.
Истерически города прячась,
в темных трубах он только живет,
и стозубое племя иначеств
не допустит он в свой обиход.
Тяжко воют и лают окрести.
Никогда им всю грязь не соскресть.
Но, забившись в застынувшей жести,
он уже не ответит: я здесь.

1974


* * *

Как октябрьскую сажу и охру
Господи, воспомяни.
Кислым духом затертого вохра
Отдается забота родни.

И тошнит меня снегом казненным
Под подошвой сограждан моих
И будильника сумрачным звоном
И вечернею трапезой их.

В снежном хламе, юродственной мути
Дайте места немного, а то
Тесно мне, как в термометре ртути.
Либидо ты мое, либидо.

1992



Назад
Содержание
Дальше