ПРОЗА Выпуск 72


Инара ОЗЕРСКАЯ
/ Рига /

Забытый язык



Инара Озерская – поэт, прозаик, переводчик. Член Союза писателей Латвии (с 1994). Публиковалась в журналах «Даугава» (Рига), «Шпиль» (Рига), «Черновик» (Москва), «Крещатик» (Гамбург). Сборник стихотворений «Там» (Рига, 1993). Роман «Ересиарх» опубликован в журнале «Крещатик» (2003, №№ 1–4). Живет в Риге.




«Бред какой-то... На море штормит. Сегодня с утра заштормило. Надо бы зябким, острым ветрам до ноября подождать. А они сорвались, хлынули на июль. Рано. Слишком рано. Летние вечера долгие, легкие, а сегодня… свинцовые облака ночь к земле придавили!» – смуглая женщина в черном плаще раздражена. Петляет по хлипкой тропинке. От фонаря до фонаря и снова: от росчерков, бликов на мокрой траве, до отсветов маяков у порта и желтых глаз кондитерской по пути.

«Нет. Лучше сегодня без кондитерской. Обойдусь. Перепуталось, смешалось все. Даже у ветра невнятный язык! Ни понять, ни разобрать не могу. Лучше сегодня без загибов дойти куда повезет», – Эмма хмурится. Черные волосы волнами мечутся на голове. Идет впотьмах…

«Никуда!»

И словно бы ниоткуда.

«Слишком рано штормит. Все здесь – слишком рано».


Да. Случилось в июле: женщина в промозглом сумраке у порта.

Вроде Эммой зовут. Вроде не старая, вроде хороша. Стройная, гибкая. Наверно, какую-то жаркую кровь, штормом сюда занесло в стародавние времена. Неважно: когда, почему...

Война? Бега? Голод? Мор?

Неважно.

Но красиво вышло: порт, окраина города, дети глазастые во дворах.

И непогода нестрашная тут, налетит – да растает. Лето.

«Клятое воглое лето. Черт!» – Эмма оступилась. Чуть в хлипкую грязь не упала. – «Тускло. Тускло тут, морось. И маяки не светят, а коптят. И я… потерялась сегодня!»

Да. Сумрак. Дома черной плесенью поросли.


«Слепнешь тут спать. И просыпаться… зачем?» – женщина с трудом открыла железную дверь подъезда.

Скрежет петель. Свет – цепь лампочек до пятого этажа. Эти звезды недолго горят. До пятого долететь-то успеешь, а вот ключи, как всегда, не найдешь. И снова придется по клавише хлопать: щелчок, вспышка.

Прелюдия зябкого сна. Беззвучная пыль на ступенях.

«Ночь – время дьявола…» – так, не мысли, сквозняк.

Эмма ежится, ищет ключи.

«Сквозняки тут сегодня», – думает. – «Здесь всегда – сквозняки».

Дверь распахнула. Рывком, нервно, зло.


Зачем так спешить-то? Женщина словно бежит от чего-то. Или куда-то?..

Бежит.


«Путь от дверей до окна короток. Туфли сбросишь, плащ смахнешь. И – дома. Дома, как всегда», – Эмма подошла к окну.

И видно теперь – платье белое, узкое, до колена. Да пояс черный. Немодно? Пожалуй. А ей-то, похоже, и все равно.

«Дома!» – и смотрит в окно. И вроде не ожидала: закат лиловеет над портом.

«Ночь – время страха и лжи…» – шепоток издали.

«Здесь всегда – шепотки, сквозняки», – улыбнулась Эмма. Как-то ярко, светло улыбнулась. Откинула волосы со лба и стоит. Расправилась вся. Что-то переменилось? Что?

«Паруса развернулись вдали», – женщина засмеялась.

Какие там паруса?!


Облака сгустились над портом, и не разобрать теперь – какое облако на птичью стаю походит, какое – стягом на ветру плескалось? Какие паруса за ближним туманом мерещились? Только…

«Гнаться за призраками да легендами – некстати к ночи!» – донеслось издали.

«Почему же некстати?» – Эмма вскинула подбородок. – «Надоело уже: не мысли, а так – шепотки, голоски. Гундосят на разные голоса: осторожно! Не стоит! Опасно. Как бы с ума не сойти…»

Поежилась. И обозлилась.

«А разве хорошее место – промозглый, обыденный ум? Безвольный шторм за мутным окном?» – Улыбнулась снова. Подумала что-то себе и сделала шаг. Не к стене, не к окну, а вроде…

«Никуда!»

И покачнулась. Вдох. Выдох.

Что-то переменилось? Разглядеть ее теперь не легче, чем в старом зеркале. Едва-едва. Смутно. Словно и не здесь она?..

«Не здесь».



* * *


«Я не играю давно. Не до того. Пыль на пианино. Беззвучный покой», – старик на девятом десятке в глубоком кресле сидит и глаз не поднимает. Что-то думает?

«Ночь – время дьявола».

И Бог с ним.

Когда подняться решит, секретарь поддержит. Не промахнется.

«Я надеюсь», – вздрогнул старик.

Кажется, все здесь не к месту. Все – лишнее. Хорош лишь кардинал в кресле. И облака за окном хороши. Кажется, паруса развернулись вдали.

Ну, может, еще секретарь в кабинете к месту. Сухой, внимательный, молчаливый. Бывший ученик. Друг. Помощь…

Старик-то пишет. До сих пор. Оттого секретарь и к месту. И не скучно ему. Секретарь помоложе кардинала, конечно, но далеко не юнец. Лет шестьдесят на вид.

Хотя… кто их видит?

«Я – вижу. Я – приглядываюсь издалека, – подумала Эмма. – И ни ранить, ни шутить не возьмусь. Сегодня… не возьмусь, пожалуй».

Хорошо, хоть так. Хорошо, хоть сегодня ей не до смеха. Все оттого, что дома штормит и хандра. А здесь тихо.

Кажется, вековая пыль в кабинете. Хотя ни пылинки не углядишь. И кажется, все лишнее старику: и поздний густой свет из окна, и росчерки облаков, на застекленных полках. И закат за окном.

«Даже книгам здесь сонно», – подумалось старику.

И кажется, никто не придет. Створки обложек не разомкнутся, не выпустят тихих жильцов.

«Даже тех не пустят, что без продыха лгут. И говорят невпопад, и кричат. И краплеными картами сыплют. И дешевыми чудесами слепят», – саму себя утешает Эмма.

Кардинал поднял глаза и долго глядит в окно.

«Яростный костер горизонта. Невыносимый сегодня», – вздохнул старик. Алые всполохи тонут в зрачках.

«Да, кардинал знает, что не один он сегодня… Он всегда не один. С тех пор, как книгу о Чаше Грааля закончил», – размышляет секретарь. – «Давно ведь закончил. А накатывает по сей день. Наверно, кто-то не дочитал? Или не понял?..»

Например, Эмма – в тумане. Потупилась и молчит.

«Книга за книгу», – хмурится гостья. Тряхнула головой, но мысли не отступили. – «Почему же мы спорим друг с другом, умышленно или невольно? И почему меня-то сюда занесло?»

Да оттого, что кардинал последних полгода почти не пишет. Заполнил два книжных шкафа. Довольно с него!

Теперь слушает шепотки, сквозняки.

«Конец пути. Конец земного паломничества», – старик на минуту сомкнул глаза.

Лиловые облака догорают. Город почти святой за окном.

Секретарь понимает: если учитель задумчив, значит, с кем-то сейчас говорит. На таком языке говорит, на котором и голос не нужен.

Оттого секретарь и молчит. Мешать разговору не стоит.

Это век наш шумный компьютеры изобрел, а учитель… Тишину предпочел. Кардинал из тех, кто древний язык понимает. Не о латыни речь, не о греческом, не об иврите. Речь о том языке, который теряем, учась говорить. И привыкли думать: на все нам довольно слов.

«А слова тесны, как назло!» – вспыхнула Эмма. На сизом облаке белая полоса прочертилась. И мерцает – тревожно, ярко, светло.

Старик открыл выцветшие глаза. Строго смотрит в окно.

Жаркий закат застыл в долгом взгляде, как на вытянутых руках.

Гостья хочет смолчать. Не получится.

Чем выше ушел, тем ты уязвимей. Тем недоступнее тишина.

«Прочитала я вас, – думает Эмма, – Не книгу вашу, нет, каюсь. Но вас самого… прочитала. Тяжелее понять, не спорю. Ворох черновиков, догадок, всего, что придется счеркнуть. Зато интересно. И не дают покоя мифы… Миф об утраченном языке, миф о Чаше».

«Все мифы переплавляет вера», – старик недовольно сощурился.

На окно не глядит больше. И правильно, ни к чему.

Иначе облака – как всегда – о перелетных образах примутся толковать, как о птицах перелетных… Стаи, стайки, косяки. От народа – к народу, от детской мечты – до стариковской тоски в темные вечера.

Кардинал не заметит. Больше в окно не глядит.

Спокойнее так. И думать не стоит, что и у неба… найдется язык.

Посложней человеческих. Даже забытых.

Нежданно налетел ветер. Пластает дальние кроны деревьев, хлопает в стену. Того и гляди в кабинет ворвется, разметет на столе бумаги, песчаного золота нанесет. А к чему здесь песок? Даже золотой?

Секретарь поднялся. Пора поберечься. Закрыть, закрыть, закрыть окно!

«Где-то штормит?..» – Кардинал рассеянно смотрит в пол.

Никто не ответил.

И ветер замолк.



* * *


Наутро Эмма проснулась, обогнав рассвет.

Темнота, тишина за окном.

Утренние дела и в сумраке делать не в труд. Особенно, если угомониться не можешь.

«Странствующие сюжеты… сквозят», – думает себе Эмма, скитаясь по квартире. Обращается то ли к себе, то ли к вчерашнему воглому дню, потонувшему ночью. – «Сказки летят… так же скоро, как я до вас и вы до меня! Стоит задуматься, затосковать, повернуть взгляд в себя самого. Вдаль? В детство? Туда, где слов еще нет?..»

Подошла к окну.

Рассвело. Чайки перечертили небо. Скользят над крышами, выкрикивают невнятные слова.

«Не разобрать…» – Женщина смотрит на горизонт за портом, улыбается. – «Да и не надо. Пусть говорят без меня».

Шторма и нет в помине. Перелетел куда-то. Со зла? От обиды? Случайно?

Ветер молчит.


2014




Назад
Содержание
Дальше