ПОЭЗИЯ Выпуск 8


Наум Басовский
/ Ришон-ле-Цион /

Иерусалимская сюита



* * *
                          В.

Надоели бесконечные повторения.
Что такое настоящая новизна?
Первая любовь. Первое стихотворение.
Впервые увиденая страна.

Но мчатся годы, ушами прядая;
порой оглянешься – Боже мой!
Похожи любовь третья и пятая,
не говоря уже о седьмой.

Стихи становятся всё изощрённее,
словно бельгийские кружева.
Но если убрать покровы иронии,
остаются стёршиеся слова.

А что происходит с чужими странами?
Возвратишься, схлынет напор суеты,
и на снимках не покажутся странными
одинаковые соборы, замки, мосты.

Редко кому дано озарение,
когда новизной бросают в дрожь
единственная любовь,
последнее стихотворение,
место, где каждодневно живёшь...

Сентябрь 1999


* * *
                   Леониду Черкасскому

Стали на склоне судьбы двуязыки,
будни её – не круиз и не тур:
не объяснить проживанье на стыке
двух географий, религий, культур.

Слишком уж многое выглядит скрытым,
словно плывёшь и не чувствуешь дна.
Не сочетаются с чётким ивритом
русской просодии полутона.

Глупо, однако, насупливать лица:
что уж не так происходит с тобой?
Разве любая судьба не двоится
белым и чёрным, как столб верстовой?

Нашему времени мы не владыки,
но ведь не скажешь – особая стать:
все на земле проживают на стыке
жизни и смерти,
так что же роптать?

Апрель 1999


* * *
                   Игорю Герману

Бромпортрет, йодоконт, унибром –
тех названий уже и не помнят.
А ведь ночь напролёт с фонарём
в темноте занавешенных комнат
пролетала!
Манил и томил
проявитель в ребристой кювете,
и нездешний таинственный мир
колыхался в оранжевом свете.

Там, конечно, отсутствовал цвет,
но ведь цвет – это только потеха;

нецветные пейзаж и портрет
нас учили искусству оттенка:
если можно домыслить цвета,
значит, запахи можно и звуки,
и не всё во вселенной тщета,
и не всё убоится разлуки.

Эти карточки не для потех –
мы затем за собою их возим,
чтоб порою домыслить и тех,
кто при съёмке отсутствовал вовсе.
Пожелтевший от времени хлам,
где, казалось, все песенки спеты, –
но черты, незнакомые нам,
проступают сквозь наши сюжеты.

Май 1998


Январь девяносто второго

Озябшей рукой за спиной по скамейке пошарить –
безлюдный и строгий, заснеженный парк за спиною, –
слепить из подмокшего снега увесистый шарик
и всласть запустить в деревянный забор предо мною.

И этим движеньем – слепым, безоглядным, нелепым,
уж раз невозможно открытыми миру строками, –
сказать на прощанье: по горло я сыт вашим хлебом,
и вашею лаской, и вашими в душу плевками.

Кому говорю и какая нужна тут ремарка? –
единственный зритель, я сам и актёр поневоле
на призрачной сцене холодного гулкого парка –
актёр поневоле в никем не написанной роли.

В ней смысла немного, и действие длилось бы чинно,
когда б не на досках внезапные белые пятна, –
но надо ж хотя бы себе указать на причины,
зачем я из белой зимы ухожу безвозвратно.

Ещё я и этому небу, и снегу подсуден,
ещё я с собой не в ладах до прощального рейса..
А парк за спиной молчалив и опасно безлюден,
и пальцам озябшим нескоро ещё отогреться.

Август 1999


* * *

Что мы знаем о жизни? Какие-то жалкие крохи.
Мы едва отошли от неявной начальной черты.
Дни сплетаются в годы, а годы – в века и эпохи;
жизнь любого из нас –
просто промельк среди темноты.

Вот вершины в снегу. Вот кишащие гадами грязи.
Вот прибой ударяет о скалы тяжёлой волной.
Миллион миллионов явлений, событий и связей;
повлиять на судьбу – предостаточно даже одной.

Нам неведомы сроки, неведомы средства и цели.
Что единственный путь
в миллиардах запутанных трасс?
Может быть, потому мы с тобою и живы, и целы,
что печальный раввин помолился однажды за нас.

Вот созвездия в небе. Вот веток сплетенье густое.
Бесконечную суть не объять ни умом, ни душой.
Наше дело – пахать, и зерно совмещать с бороздою,
и снимать урожай на делянке своей небольшой.

Январь 2000


* * *

Ты однажды возьмёшь и приедешь в страну,
где родился и жил так долго,
не потому, что взяла тоска,
а скорее из чувства долга.
Ты туда приедешь не насовсем –
на неделю, туристом праздным,

и едва ли не в первый день ощутишь,
что решенье было напрасным.
В аэропорту ты сядешь в такси,
скажешь адрес в автомобиле,
но плечами пожмет молодой шофер:
видно, имя улицы переменили.
Ты в конце концов доберёшься – деньги есть,
и час блужданий не страшен, –
и не узнаешь знакомый дом,
ибо он перестроен и перекрашен.
Ты задержишь палец у кнопки звонка,
словно у прозрачной преграды,
без причины подумав о том, что тебе,
возможно, не будут рады;
но, все ж позвонив и войдя в свою
временную обитель,
ты почувствуешь глубоко внутри
что-то родственное обиде,
потому что, даже закрыв глаза,
не сможешь ты не увидеть,
что такой долгожданный твой приезд –
лишь повод изрядно выпить,
что рассказы твои и рассказы их –
скопления белых пятен,
как если бы общий с рожденья язык
внезапно стал непонятен.
Будут похлопыванья по плечу,
рукопожатья, улыбки,
и злого умысла, ясно, нет,
как нет и ничьей ошибки,
а просто настолько разная жизнь,
что дом, именуемый отчим,
и все, что было связано с ним,
уже не выглядит общим,
и объясненья доверить нельзя
даже самым просторным фразам,
потому что повторно нельзя прожить
год за годом и час за часом,
а если не восстановить до минут
все, что мучило дух и тело,
не то что другие тебя не поймут –
сам не вспомнишь, как было дело.
Жизнь твоя былая и та, что есть,
повстречаются на неделю
и не смогут слиться в жизнь одну,
даже если б и захотели,
и вот ты снова в аэропорту,
как велит билетная фирма,
и как-то пусто: закончен сеанс
в кинотеатре повторного фильма.

Июль 1998


* * *

Вот подробности утра: рыбалка, поход за малиной,
чёрный хлеб с молоком, перепрятки, чужой огород –
не упомнить всего, –
каждый час многослойный и длинный,
и картофель в костре, обжигающий душу и рот...

Вот подробности дня:
встал, побрился, ушёл на работу,
возвратился с работы, поел, телевизор включил,
на привычные лица смотрел, подавляя зевоту,
и глухую хандру монотонно стаканом лечил.

Вот подробности вечера: стал собираться куда-то,
а куда – позабыл, и нелепо стоит во дворе...
Вот подробности жизни: фамилия, имя, две даты,
заключённые в скобки, и знак между ними – тире.

Январь 1999


* * *

Прожив достаточно долго
в среде, не совсем безвоздушной,
подбить попробуем бабки, сделав начёт и вычет.
Придётся признать, что люди в массе своей равнодушны
и не придут на помощь, когда это нам приспичит.

Впрочем, и мы-то сами точно такие же люди,
как те, которые слева, и те, которые справа.
Придется признать, что люди в массе себя лишь любят,
и ничего не скажешь – имеют на это право.

Любят смотреть сериалы и петь банальные песни,
верить легендам и слухам, особенно с чудесами...
Придется признать, что люди в массе неинтересны –
ровно в такой же мере, как неинтересны мы сами.

Вокруг, куда ни посмотрим, наблюдения сходны;
но чтобы они плотнее были с реальностью слитны,
придется признать, что люди изредка превосходны;
впрочем, эти же люди наиболее беззащитны.

Май 1998


* * *

Перед тобой шоссе, где лишь зеленый свет,
где нет пути назад и остановок нет,
где каждый Божий день – крутые виражи,
и если хочешь жить, сноровку покажи.
Ты мчишь во весь опор, куда – не знаешь сам,
и веры нет ушам, и веры нет глазам,
и лишь слепой инстинкт сигналы подает:
вписаться в поворот! вписаться в поворот!
Ты, начинавший путь за тридевять земель,
был молод и упрям и ясно видел цель,
а нынче не узнать за стеклами земли,
да к чуткому рулю ладони приросли.
Еще один вираж! Тебе неведом страх –
почти в зенит летит обочина в кустах,
выравниваешь крен – и вдруг невдалеке
ты видишь: арлекин в нелепом колпаке.
Печально он бредет в прозрачной тишине,
на конусе звезда и ромбы на спине,
и это для тебя – крутые виражи,
а для него они – простые миражи.
Немолод он и хил, любитель миража,
и вовсе не ходок по лезвию ножа,

и где тебя гнетет: вписаться в поворот! –
он попросту идет, и нет иных забот.
Цветной костюм его – традиций торжество,
гармонии сродни симметрия его,
и лишь бубновый туз, отчётливый вполне,
пылает на спине, на левой стороне...

Июнь 1999


* * *

Воспоминанье брезжит робко
издалека-издалека:
была железная коробка
из-под зубного порошка,
в ней ржавый ножик перочинный,
наушник, линза и слюда...
Но ведь не в этом же причина,
чтоб снова приходить сюда?
Назад по времени кочуя,
места меняя и пути,
на самом деле что хочу я
в развалах памяти найти?
Шоссе, просёлок, дальше тропка,
посёлка смертная тоска...
Ну да, железная коробка
из-под зубного порошка,
и в ней лежат полузабыто
попавшие в бессрочный плен
кусок вонючего карбида,
что порождал ацетилен,
значок, футбольная таблица
за пятьдесят четвёртый год, –
и долго-долго эхо длится
тех радостей и тех невзгод.
А всё-таки чудное войско
построчно занимает стих –
ведь это всё не вещи вовсе,
а лишь обозначенья их.
Нет на листе ни грана, кроме
названий и меж них пустот, –

но в звуке, цвете и объёме
мерцает мир миражный тот,
мир гладкий и шероховатый,
холодный, тёплый под рукой,
где есть напевы, ароматы,
веселье, горе и покой.
Какое мощное барокко
берёт начало с пустяка!
Была железная коробка
из-под зубного порошка –
и вот медлительно, не сразу,
растёкся город наяву,
и в парке вековые вязы
роняют рыжую листву,
и шпили башен в позолоте
осеннюю пронзают ржу,
и я, у жизни на излёте,
как прежде, мнимостям служу.

Июль



Назад
Содержание
Дальше