ПОЭЗИЯ Выпуск 14


Лариса БЕРЕЗОВЧУК
/ Санкт-Петербург /

Дидактические
тотальности природы

Cерия стихотворений-опозданий



Преамбула


Сегодня почти все считают своим долгом декларировать неприязнь к разного рода поучениям (дескать, "сами с усами") и всеобщностям. Вторые особенно ненавистны, ибо, как принято считать, они нас – малых и безвольных – подавляют, репрессируют. Но, как бы не хотелось сопротивляться всяческим дидактическим тотальностям в принципе (даже на уровне словочетания), против Natura Naturans не попрёшь: все мы дети матушки-природы. А она в своём долгом существовании научилась – в сравнении с опрометчиво свободолюбивым человеком – изыскивать ресурсы для выживания. Потому у природы не грех кое-чему поучиться в этом плане.

Гораздо сложнее дело обстоит с "опозданиями" – смысловой ориентацией всех стихотворений в серии лирических миниатюр "дидактические тотальности природы". Что происходит, когда мы опаздываем – на деловую встречу или на самолет, на свидание или не успевая сварить варенье в сезон, проведать в больнице тяжело захворавшего друга или с новыми перспективами экономического развития? "Опоздания", как можно заметить, бывают разными, равно, как и рознятся их последствия.

Факт опоздания всегда связан с нашим появлением в определенном месте позже назначенного срока. А это значит, что существо "опозданий" связано не с пространством, а со временем. Непонятность и сложность "опозданий" заключается в обстоятельстве далеко не всегда и для всех очевидным: там, где нас ожидали, всё уже не так, как должно было быть, будь мы пунктуальны. В результате "опоздания" люди, которые ждут, оказываются "впереди" тех, кто – по тем или иным причинам – не успел к назначенному часу объявиться в "точке" встречи. И не секрет, что именно эта неуловимая и незримая "точка" делит нас всех на живущих вовремя и выпавших из потока изменений – то есть опоздавших.

Кто эту точку устанавливает? Как себе её представить? Согласны ли ожидающие и опаздывающие с её приговором?

Поскольку речь – так или иначе – будет идти о том, что происходит во времени, его нужно "измерять" даже на уровне формы. Поэтому "несущей конструкцией" во всех стихотворениях становится изосиллабическая строфа, где на учёте буквально каждый слог, чтобы запечатлеть невидимые в реальности превращения ожидающих в опоздавших. Слабую надежду на то, что "опоздание" ещё не стало необратимой катастрофой, нам в произведении даёт разница в один слог между первой и последней его строкой…


                                   Посвящается моим друзьям,
                                   ныне живущим в Израиле

1

Если везде пустырь, значит, межа заросла.    (13)
  
То ли пырей расплюмажился гибкими лезвиями,    (16)
то ли забили    (5)
пыли фонтаны    (5)
– вечерней, по-старчески прохладно-дряблой.    (12)
Зябко.    (2)
Заболоченное мелководье и бурьяны – вечные сумерки    (20)
для озёр и полей. Природа просит:    (11)
"Налей полдень!    (4)
Налей ясность границы!"    (7)
Страницы чисты пустотою дыр от нолей. Свободою    (17)
заболей – пропишут вместо лекарства    (11)
хорей. Улицы    (5)
– лабиринты неведения –    (9)
похожи на закоулки тюрьмы: там – в тухлом тумане – танцуют    (19)
заезжими проститутками    (9)
запахи пиццы и шаурмы.    (9)


2

Запахи пиццы и шаурмы – чин траура.

Так базилик летом, а хвойные ароматы зимой
покрывают смрад
истлевания
плоти в гробу панихидой бессмертия
– влажной,
чистой и беспечальной. Наивен бесталанный бедняк, перепутав
соблазн мусульманскими пряностями
и онучный дух
запеченного сыра.
Души умeрших растений напоминают о радости
– сходятся в хороводе на полянах
рая, из тела
– коры, листьев, соцветий – отжав
воду, земле оставляя ее: пусть благоухает после грозы
в мае, раскуривая кальян
"вновь". Цигарку смерти плоть вертит.


3

Вновь цигарку смерти плоть вертит исступленно.

Как славно клёнам золотой ронять убор ежегодно…
Репетиция
умирания
– сон. Нет. Просто в наших широтах деревья
любят
поспать. Зима – ночь растений. Ночь – зима разума, обледеневшая
рука которого ладонь обожгла
души, и та
выронила от боли
её. Боже! Дубраве бодрствование соков возвратишь
Ты. Но как человеку проснуться? Знать,
что юность листьев
– не страх сомнения: разницу
между лабиринтом сновидений и ослепляюще злой правдой
метрики, ведущей счёт вёсен,
стряхнёт. Снег, абрикосовый снег!


4

Стряхнёт снег, абрикосовый снег, время вишни.

Любимейшая сестра поэзии, амфиболия!
Не в цветении
деревьев дело…
Им – всё равно по закону. А человек
видит
очерёдность мгновений, наполняемых такой радостью и тоской… –
что: и старики поворачивают
лица к весне
подсолнухами, страха
плоти не ведая, понимать изо всех сил не желая.
Зачем же? Это – благодарение
за незлобивость
бессмертия к суетливости
"посадитьдеревопостроитьдомвыраститьсына". Итог: глазу
– метель лепестков, потом – камнем
плод. Равноденствия надежда.


5

Плод равноденствия – надежда на перевал.

Альпинисты знают эту холодящую тоску – страх
восхождения.
Тогда облака
бравыми гренадерами в киверах честь
воле
к победе отдавать начинают, а ветер – вдруг – Аллилуйю грянет
многоголосо. До крови металлом
троса руки
истёртые упадут
бессильно: иначе уже нельзя. А вершина сияет,
сияет, выжигая взор беззвучно
– приказом. Смыта
цепочка следов тряпкой вчера.
Уже привратник проснулся, и пёс заворчал, осуждая гуляк.
Колко снег досаждает. Праздность
горизонтали. Риск – вертикаль.


6

Горизонтали риск вертикаль не оценит.

Да и чем жертвовать ленивому течению рек, мхов
бархатной шкурке,
шевелению
забвения в тёмном оке трясины? Им
спuны
не оторвать уже от ложа. Отложен концерт, ужом бессилие
в сердце и ум вползает, ищет тину
по имени
Ниц или Навзничь, замрёт
в недвижности… Вне важности этого сна, так похожего
на угасание. Последний закат.
Вкус сигареты
горчит усталостью прощаний.
Аллергия на весеннее половодье звуков и запахов.
Всё! Зарывшись в себя, лежать! Но
сон – бежит: наколот на иглу.


7

Сон бежит, наколот, на иглу опираясь.

Прочь! Прочь! Вскинуться в тревоге. Неужели опоздали?
Поколение,
пренебрегшее
счётом ради химеры полётов, чтобы
забыть
цепкую хватку причины в иллюзионах, луна-парках и шоу
кувыркающейся земли. Зачем ты
породила
древне-алое порно
– поцелуи мака, заразила рожь спорыньёй, призрачно
вознесла струистые арабески
стеблей конопли,
напитала мякоть кактусов,
листьев коки банальность, пластинчатую рулетку грибов пляской
Шивы и Кали? Обречённых
на вшивость избирал рок ритмом.


8

На вшивость избирал рок, ритмом гнал обратно.

Они думали, что летят на огонь сияющих дисков
Альтдорфера: там
– не отсутствие
– там – пресловутые "вечность", "любовь". Там сам
Бог мог
взять тебя за руку, в назидание повести ещё и ещё раз
урок грехопадения повторять
– до того он
сладок. И можно разбить
зеркало. Если глаза вывернуты во внутрь, увидишь в нём…
Что? То, называя от страха его
"другим". А правда
– в младенце: счастье безмыслия,
нехитрые радости вулканов, потопов и газовых атак.
Солнце радугой красит пузырь
на губах. Зверёныш играет.


9

На губах зверёныш играет: речь – звук мокрым.

– Нельзя, опасно, – говорит природа, – в технологиях
инкубаторов
заменять солнце
лампой, ночь – жестом рубильника вниз, время
на смерть
обрекая. Химией комбикормов выпестованы стандарты стай
бройлеров. Цыпочки-вертишеечки
с головками
точкой. Кукарекают
мальчики-носокрутики, но сократики с сердцем Кая
– ветер нюхают рассветный: красна соль
зорь на Востоке…
Гребешки у всех логотипом
торчат, парни девчат вызывают на чат, чипсы порчу наводят
хрустом. Желчегонное пепси
полынь заменяет – всё горько.


10

Полынь заменяет всё: горько в жерлах синкоп.

"Стингером" летит учитель английской литературы,
от бессилия
дискантом скорбит
на весь мир. Юные леди! Лианами,
хмелем,
плющами извивайтесь в танце живота! Гибкие стволы покроют
узорами тату. Плодоносите
блеском мёртвых
пёрсинга ягод. Ждите:
скоро закричат смуглолицые охотники вам вослед
"Ату их! Ату!". Собаки проворны
тонконогие
– догонят. Певцу за гонг гона
заплатят, заткнув глотку собственным стоном, и я, может, заплачу.
Взрыв. Гриб засевает мутную
зыбь свинга спорами акцентов.


11

Зыбь свинга, спорами акцентов злея, липнет.

Бор-машина, посвистывая, сверлит мозг вибрацией
звука и смысла.
Лель на качелях
взлетает к елей вершинам. Разве может
он знать,
что гравитация уже провисла пыльными гирляндами, его
– добычу – терпеливой паутиной
ждёт. Ночь башню
минарета слизала
фиолетовым языком, оставив поцелуй узких губ
месяца. На то и фокусница… Свет
озарения
невозможно предугадать. Шаг
– и не в ногу. Снова – споткнулся опять. Дуэт страсти и лжи должен
всегда фальшивить. Тень, хромоту
возведя в закон, лесть продает.


12

Возведя в закон лесть, продает крик муэдзин.

Жди, пока сквозь темечко ртутоподобный столп гейзера
копьём не пробьёт
себе дорогу.
Зов протаранит путь сочленениями позвонков,
рвать плоть
мягкую мозга будет, вгрызаясь отбойным молотком в кость черепа.
И томление прорвётся наружу
фонтанами
ярости – миллионы
их взметнут в жажде крови к небу. Единение молитвой.
Пляшет суффием тон, к поклону в клоне
понуждает. О,
намаз! Глотком студёной воды
пусть пламя пожаров в пересохшее горло прольётся. Оросит
снегa багровыми струями
ненависть. Слепец – не увидит.


13

Ненависть слепец не увидит – ощупает.

Даже дети, срывая в оазисе лист ириса, нож
узнают в нём иль
зелёной лентой
– нехитрым символом Братцев Кроликов – лоб
вяжут.
Фермеры ведают, как плодовитость ушастой саранчи опасна
полям, а иудеи нечистыми
безобидных
зверьков не зря считают:
лишь смерть остановит доказательства мужества, потомства
половодье, кроваво соперники
грызутся. В Бронксе
реппер от непонятной тоски
начинает листать Коран под музыку, чреслами исступлённо
месит тесто пустоты вокруг
себя. Опоздание метит.


14

Себя опоздание метит ядом секты.

Ничтожная жизнь – всего лишь объедки со стола смерти.
Помани раем
– и любой сердце
сегодня вырвет себе сам ради завтра
– права
желанное навсегда иметь. Если сыны – монистом, имущества
не поделить. Вены улочек крутым
пузырятся
кипятком: спустить пары
переизбытка парней можно только войной. Чёрным золотом
стала шевелюра реликтовых рощ.
Теперь барханы
и каменистого нагорья
трещины на лысой голове морщинами змеятся. Конфету,
девочка, выплюнь – у сладости
вкус бензина. Жжёт имидж – напалм.


15

Вкус бензина – жжёт. Имидж – напалм – шубой греет.

Так просто послать гвардию маслинооких сыновей
взять Оксфорд, Кембридж
– до обмороков
чопорных профессоров. Только норвежцы
Бьёрны
– с волосами как солнце, ростом от ста восьмидесяти семи – будут
кондиционеры, холодильники,
сопя, чинить
здесь прилежно. Кто слышит
ночью танцы тарантула, тот увидит чёрные мессы
офшоров, выследит резвым сеттером
след в Интернете
руки, которая запах
свой – мускусно-верблюжий – давно потеряла, благоухая лишь
любимыми ароматами
леди Ди. Кто это сумеет?


16

Леди Ди – кто это? Сумеет стыд унять скорбь.

Вот они – рыбы с нежной, розовой кожей, закрытые
– каждая в своём –
аквариуме
на колёсах. Маленькое судёнышко
чертит
узоры одиночества, закованного в стекло и металл. Ходить
лень – эволюция отнимет ноги.
И пусть лифты
на зиккурат возносят –
всё равно, упущенное догоню. Пирамида еды
– извечный символ природы. Убийством
оплачивают
право потомства на жизнь. Шафран
красит ладони женщин. В ласках мужчин пульсирует боль отдачи
приклада. Новый шест – автомат,
фонтан – взят для прыжков в высоту.


17

Фонтан взят. Для прыжков в высоту готов спортсмен.

О, какое наслаждение благородных
хищников – львов,
орлов, гепардов,
гризли, ягуаров, волков, леопардов,
– держать
в вольерах, вырождением повелителей мира любуясь. Их жизнь,
замешанная на воде, требует
трав и лесов.
Что им делать в пустыне?
Там ночью и тишина отравой сочится: исподтишка
тайна кусает. А теперь можно путь
– с Севера на Юг –
полумесяцем смотать в клубок
конца истории. Сжать чёрным персиком, чтоб кровь брызнула…
Джихад
– начало другой. Есть ли всегда?
Если везде. "Пустырь" значит "межа".

9 мая – 9 июня 2001 года



Назад
Содержание
Дальше