ПОЭЗИЯ Выпуск 56


Петр БРАНДТ
/ Санкт-Петербург /

Обводный канал



Обводный канал, II

Как проспиртованная глотка,
Вздыхает Нарвская слободка
Под тепловозные гудки,
Заглянем тропкою случайной
С душой беспечной, беспечальной
В ее глухие закутки.

Спешит к станкам народ фабричный,
Вслед пес плетется горемычный,
И дворник, сгорбленный бобыль,
Сгребает угольную пыль.

Во мгле, над спецмонтажлесами
И над складскими корпусами
С оттенком сизым и седым
Струится ядовитый дым.

Как инвалид с заплывшим оком,
Плафон в подъезде одиноком
И ночью теплится, и днем
Одним бессмысленным огнем.

В окне клубятся испаренья
От ревенёвого варенья
В кастрюле сладкой, и в стакан
Вползает рыжий таракан.

Во двор из форточки открытой
Летит мотивчик позабытый
На ретро-частоте, а фон
Скрипит, как старый патефон.

В такую пору в час вечерний
Забраться б в глубину харчевни
И выпить медленно до дна
Бокал венгерского вина,

Заев горячим бутербродом,
Общаясь с уличным народом
Сквозь запотевшее стекло,
Вкусить блаженство и тепло.


Испания

Пара копытных, чистопородных
Тащит корзины маслин перезрелых
И атрибуты костюмов народных –
Синих, багряных, черных и белых.

Бьются серебряные монеты
В пыльных углах городской круговерти…
Испания – это четыре цвета –
Моления, жертвы, отчаянья и смерти.

Испания – это четыре тайны, четыре меры:
Тайна цыган, луны, быка и тореадора.
Красное – цвета спелого помидора –
Солнце упало и закатилось в расщелины сьерры.

Цыгане везут в города через горные кручи
Торбы олив, вино, табак, мандарины,
А также свое рукоделье в тележках скрипучих –
Их самодельные дудки и тамбурины.

Утром в торговых рядах городков и селений
Рынок – воскресного дня азарт и отрада –
Вспыхнет огнями настоев, вина о солений,
Грудой орехов, инжира и винограда.

Глаз отличит средь десятка цветочных названий
Лилию, мак, гвоздику и туберозу…
Испания – это четыре цветка, четыре призванья:
Молчание, страсть, страдание и угроза.

Грохот от сотен копыт, ударившись в горные склоны,
Медленно угасает где-то в неведомом месте
В час, когда стадо быков несется по переулкам Памплоны,
Готовых к последнему бою в предстоящей фиесте.

Их сопровождает попавшая объектив иностранца
Местных подростков шпанистых галдящая банда…
Испания – это четыре жеста, четыре медленных танца:
Хабанера, фламенко, хота и сарабанда.

Полночью, когда звезды вопьются в небо как ядовитые осы,
Вспыхнут магическим пламенем очи ведуньи,
И загорятся над крышами Сарагосы
Знаки знахарки, пророчицы и колдуньи.

Жажда пуститься ей вслед – жажда самоубийцы.
Следствие этой жажды подобно подводному взрыву.
Жажда – это как предсмертная страсть комара-кровопийцы
Иль как взбесившейся лани стремленье к обрыву.

Жажда эта – как смертоносная снедь психопата-гурмана…
Кто она – европеянка, иудейка, африканка или гитана?
Испания – это четыре карточных масти, четыре обмана:
Кармен, Люсия, Росита и Маритана.


* * *

          В Петербурге время блюза»
           (Позывные радио «Эрмитаж»)

Просыпается медуза –
Ядовитая Горгона –
В Петербурге время блюза,
Время похоти и гона.

Час обмана и простраций,
Маний и анабиоза,
Час ночных галлюцинаций
И глубокого гипноза.

У подъездов старых зданий
Фонари глухими днями,
Как и в час ночных свиданий,
Брезжат тусклыми огнями.

Душит первая простуда,
На ветру карнизы гнутся…
Вы уходите отсюда,
Чтобы больше не вернуться.

Тени призрачного счастья
Канут в Лету, канут в годы,
Мне оставив в день ненастья
Тени призрачной свободы.

Бродят, сбившись в караваны,
Ведуны и демиурги,
В Петербурге – час нирваны,
Время блюза в Петербурге.


Сонет

Кому предназначается, о Боже,
В годину потрясений и прещенья
Вино Господней ярости, оно же –
Вино избрания и предпочтенья?

Кто в огненных потоках ураганных
Вкусит настой божественных соцветий –
Вино Господней выдержки для званных,
Созревшее в скорбях тысячелетий?

Кто пригубит огонь любви нетленной –
Напиток из восторга и надрыва
Предсмертного дыхания вселенной,
Последнего космического взрыва?

Но и прошедший этот грозный путь
В Твой замысел не сможет заглянуть.



Назад
Содержание
Дальше